Заксобрание протерло экраны
Нижегородская область подготовила поправки к проекту о едином рекламном операторе
Депутаты заксобрания Нижегородской области совместно с Торгово-промышленной палатой подготовили поправки к закону о создании в России единого оператора наружной цифровой рекламы. Нижегородцы предложили определить оператора правительству РФ и не пускать на рынок иностранных владельцев рекламных конструкций. 30-летние договоры с единым оператором область просит исключить как монопольные, а стоимость размещения определять на основе региональных расценок. Подготовлен еще ряд поправок, которые поддержали участники рынка, — они надеются, что федеральный законопроект о едином операторе снимут с рассмотрения.
Региональные поправки к федеральному законопроекту о создании в РФ единого оператора наружной цифровой рекламы депутаты, предприниматели и эксперты Торгово-промышленной палаты Нижегородской области подготовили через неделю. Законопроект, внесенный депутатом Госдумы Артемом Кирьяновым, ранее вызвал негативные отзывы ФАС России, опасающейся фактической монополизации рынка цифровых рекламных носителей. В частности, поправки господина Кирьянова к закону «О рекламе» предполагают, что договоры с единым оператором на размещение конструкций будут заключаться без торгов на 30 лет. Это может лишить муниципалитеты доходов от сдачи в аренду.
Против поправок уже выступили многие регионы РФ и объединения участников рынка, полагая, что инициатива единоросса лишит регионы полномочий по регулированию этой сферы деятельности. Тем не менее в июле Госдума утвердила законопроект в первом чтении, во втором он может быть рассмотрен в сентябре.
Заксобрание в своих поправках предложило запретить иностранное участие в компаниях-операторах и создать безопасный отечественный софт для защиты от кибератак. Депутаты также поддержали инициативу определять единого оператора силами правительства РФ, но попросили исключить возможность заключения договоров на 30 лет без торгов как противоречащую антимонопольному законодательству.
Сейчас договоры заключаются на пять и более лет по итогам конкурсов, проводимых муниципальными службами, которые зарабатывают на контрактах и пополняют бюджеты. Однако появление единого оператора повлечет выпадение доходов из региональных бюджетов.
Нижегородские депутаты также предложили считать стоимость размещения по региональным методикам определения цены договоров, поскольку при расчете арендной платы в них уже заложен коэффициент, позволяющий увеличить платеж вдвое по допсоглашению. Цена договора на установку конструкции должна быть средней по рынку и определяться на основании уже подписанных контрактов в каждом регионе.
Кроме того, муниципалитеты должны сохранить право выдачи разрешений на установку и эксплуатацию носителей, считают авторы местных поправок. В противном случае не исключен резкий рост нелегальной рекламы, на демонтаж которой потребуются силы и средства. Депутаты полагают, что необходимо учитывать архитектурную особенность городов: пока проект закона о едином операторе предполагает, что правила установки и эксплуатации конструкций определяют не местные власти, а правительство РФ. Поэтому поправками предлагается выработать типовые правила, с учетом которых регионы будут утверждать свои нормы.
Наконец, в заксобрании предлагают установить единые требования к программному обеспечению для цифровых носителей рекламы в соответствии с требованиями Роскомнадзора. При этом единый оператор должен открыть бесплатный доступ к программному обеспечению.
Предполагается, что заксобрание утвердит эти поправки на заседании 25 августа и затем направит их в Госдуму ко второму чтению законопроекта.
Его рассмотрение может пойти двумя путями: либо единороссы отзовут инициативу Артема Кирьянова, либо будут учтены поправки операторов рекламы и регионов, предполагает коммерческий директор ООО «Интроник» Артем Морозов.
«Если появится регулятор в лице единого оператора, те правила, за которые участники рынка боролись последнее десятилетие, должны работать и для него. Схему размещения носителей должны утверждать муниципальные власти. А чтобы условия были рыночными, размещение не должно быть бесплатным, а конструкции должны соответствовать облику города. Совершенно справедливо, чтобы софт был доступен всем, иначе получится некая надстройка, на которую рынок не сможет повлиять», — рассуждает он.
Альтернативой появлению единого оператора эксперт назвал введение дополнительных стандартов по запуску рекламных кампаний на экранах, чтобы ролики проходили предварительную модерацию. Случаев взлома программного обеспечения и показа фейков на рекламных экранах в Нижнем Новгороде Артем Морозов не припомнил. Участники рынка говорят, что понимают власть, желающую контролировать контент в условиях санкций и внешнего давления.
«Но также мы понимаем, что эти задачи можно решить без создания единого оператора, что приведет к монополизации отрасли, уничтожению малого бизнеса и огромным потерям региональных бюджетов. Этот оператор может получить полномочия, которые не имела ни одна частная компания ни в одной отрасли за все время существования нашего государства. Триллионный подарок на следующие 30 лет»,— отметил гендиректор компании «Дрим» Игорь Лернер.