Сербы потеснят турков

Air Serbia начинает полеты из Казани в Европу

Государственная авиакомпания Сербии Air Serbia пришла на рынок международных перевозок Казани. Она анонсировала рейсы в Белград с 19 сентября периодичностью дважды в неделю и таким образом — восстановление прерванного с начала спецоперации РФ на Украине прямого авиасообщения с Европой. Сейчас перевозчику конкуренцию в этом составляют лишь авиакомпании, с помощью которых в страны ЕС из Казани можно попасть через Стамбул. Но цена билетов начинается от 100 тыс. руб. в обе стороны. Предполагается, что дорога через Белград будет в два-три раза дешевле. По словам экспертов, «у жителей Татарстана остались шенгенские визы» и столицу Сербии как хаб будут использовать те, кто «не мог себе позволить полеты в Европу из-за дороговизны билетов».

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

На сайте Air Serbia началась продажа авиабилетов на прямые рейсы из Белграда в Казань и обратно. Они будут выполняться с 19 сентября дважды в неделю по четвергам и понедельникам. Вылет из Белграда запланирован в 18:00 по местному времени, из Казани — в 23:00. Время в пути на Airbus A319 составит четыре часа.

Стоимость перелета на 19 сентября вчера составляла 28 тыс. руб. Однако газета «Известия» сообщала, что изначально билеты были от 14 тыс. руб. в одну сторону. Согласно сайту авиакомпании, в октябре можно улететь из Казани в Белград за 17,8 тыс. Расписание на ноябрь и позднее авиакомпанией не установлено.

Сайт Air Serbia предлагает также билеты в другие города Европы из Казани со стыковкой в Белграде. В настоящее время доступны полеты более чем в 20 городов. В их числе Амстердам (Нидерланды), Афины (Греция), Берлин и Франкфурт (Германия), Вена (Австрия), Прага (Чехия), Брюссель (Бельгия), Париж (Франция), Рим и Милан (Италия), Любляна (Словения), Подгорица и Тиват (Черногория). Примечательно, что цена на билет с пересадкой, как правило, не сильно выше, чем прямой билет до Белграда, а в некоторых случаях — ниже. Время транзита составляет несколько часов.

На сайте Air Serbia есть предупреждение, что «в связи с приостановкой обслуживания карт компаний Visa и MasterCard в РФ платежи по картам, выпущенным российскими банками, в настоящее время невозможны». Вместе с тем перевозчик заверяет, что «работает над поиском альтернативного варианта онлайн-платежей», а пока билеты по картам РФ можно приобрести через посредника.

Напомним, что после начала спецоперации РФ на Украине страны ЕС, США и Канада закрыли воздушное пространство для российских самолетов. В свою очередь ряд российских авиакомпаний по рекомендации Росавиации с 8 марта приостановили свои международные полеты. Air Serbia осталась единственным перевозчиком из Европы (если не считать Turkish Airlines), который выполняет рейсы в Россию. Сейчас авиакомпания летает из Белграда в Москву, Санкт-Петербург и Сочи.

Только в марте 2022 года восемь раз поступали сообщения о взрывных устройствах на самолетах Air Serbia, следующих в Россию, воздушные суда возвращались в Белград, но информация оказывалась ложной. Президент Сербии Александр Вучич заявлял, что из-за давления Запада Air Serbia сократила число рейсов в Россию. Компания является государственным перевозчиком Сербии, базируется в аэропорте Никола Тесла (Белград).

В настоящее время в Европу из Казани можно улететь с пересадкой в Стамбуле, в том числе авиакомпанией Turkish Airlines (в расписании семь рейсов в неделю). Однако цена за билет из Казани в Париж с пересадкой в Турции может составить от 50 тыс. руб. в одну сторону. Сейчас Air Serbia предлагает билеты из Казани во Францию в октябре по цене в три раза ниже — по 17 тыс. руб.

В прежние годы Казань постоянно была связана прямыми рейсами с Европой. Помимо Стамбула из столицы Татарстана можно было улететь во Франкфурт-на-Майне, Прагу, Ригу, Хельсинки и Будапешт. Рейсы в Венгрию с 2019 года выполнял лоукостер Wizz Air, но, как и другие перевозчики, в феврале 2022 года прекратил полеты. В августе сообщалось, что эта авиакомпания возобновит полеты в Россию через свое подразделение в ОАЭ Wizz Air Abu Dhabi, но ее рейсы в расписании казанского аэропорта в настоящее время отсутствуют. Из Казани по-прежнему можно улететь в страны Азии — Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизию, Турцию, Египет и ОАЭ.

«Безусловно, рейс в Белград нам нужен»,— говорит директор агентства туризма «Персона Грата», президент ассоциации туристских агентств Татарстана Рамиль Мифтахов. Он отмечает, что жители Казани летом предпочитают отдыхать в Турции, а осенью и зимой раньше многие отправлялись в Европу, в том числе на санаторно-курортное лечение. «Спрос на рейс будет очень высокий. Безусловно, он оттянет определенное количество туристов у Turkish Airlines»,— прогнозирует господин Мифтахов. По его словам, лететь в Европу через Стамбул сейчас дольше и значительно дороже. «Да, и стыковки здесь удобнее, чем у турков»,— добавляет он.

Господин Мифтахов не исключает, что появление конкурента также приведет к снижению цен у Turkish Airlines. По словам президента ассоциации, у жителей Татарстана остались шенгенские визы. «Просто из-за того, что цена билета в Европу 100–110 тыс. руб., многие принимали принципиальное решение пока туда не ехать»,— объясняет он. По словам главы ассоциации, уже вчера жители Казани начали покупать билеты в страны Евросоюза через Белград. «Фактически это становится для нас хабом, чтобы летать в Европу»,— заключает он.

Руководитель компании по продаже авиабилетов AVT.travel Азамат Сабиров отмечает, что сейчас поток туристов в Европу из Татарстана сократился минимум втрое. «Они пока летают через Турцию, ОАЭ, кто-то через Казахстан, но платят в два-три раза больше. Сербия — это более доступный вариант попасть в Европу. Возможно, они даже увеличат число рейсов в неделю»,— предполагает он. По словам господина Сабирова, Air Serbia станет альтернативой венгерской компании Wizz Air, которая не смогла вернуться в Казань. «А для сербов это будет серьезный канал для туристов. Туда смогут полететь те, кто не мог себе позволить полеты в Европу из-за дороговизны билетов»,— отмечает он.

Кирилл Антонов

Вся лента