Автокредиты не могут вырулить
Популярность займов на покупку автомобилей в Татарстане упала почти вдвое
В Татарстане по итогам семи месяцев 2022 года на 43% сократилась выдача кредитов на покупку автомобилей. Объем автокредитов увеличивается четвертый месяц подряд, однако не может достигнуть показателей, которые были до начала спецоперации РФ на Украине. При этом средний размер автокредита в регионе оказался ниже, чем у других субъектов РФ. По мнению экспертов, на такую ситуацию повлияло несколько факторов: повышение весной банковских ставок, а также дефицит автомобилей из-за сокращения импорта и остановки российских производств.
В январе—июле 2022 года банки в Татарстане выдали кредитов на общую сумму 14,2 млрд руб. Это на 42,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом вчера сообщило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), которое анализирует данные 4 тыс. кредиторов в РФ.
В целом по России объем выданных автокредитов сократился на 40,9% — до 375,1 млрд. руб. (годом ранее было 634,7 млрд руб.). При этом по сравнению с семью месяцами пандемийного 2020 года объем выданных автокредитов в текущем году, напротив, увеличился на 2,9% (в январе—июле 2020 года — 364,6 млрд. руб.), отмечает НБКИ.
Наибольшая сумма автокредитов в регионах РФ в январе—июле 2022 года была выдана в Москве (42,9 млрд. руб.), Московской области (29,0 млрд. руб.), Санкт-Петербурге (24,8 млрд. руб.), Краснодарском крае (17,0 млрд. руб.). Татарстан занял пятую строчку по объему кредитов на авто. Следом за ним идет Башкирия (11,9 млрд руб.).
«Ситуация с выдачей автокредитов в этом году напоминает 2020 год с его карантинной весной. При этом по сравнению с пандемийным 2020 годом объемы выдачи кредитов на покупку автомобилей в 2022 году даже немного выше»,— говорит директор НБКИ по маркетингу Алексей Волков. Он добавляет, что «в сравнении с прошлым годом падение выдачи в этом сегменте весьма существенно». Это объясняется «не только ростом рыночных ставок в марте—апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей».
Выдача автокредитов растет четвертый месяц подряд. Так, в июле 2022 года в России было выдано 46,8 тыс. автокредитов, или на 16,1% больше по сравнению с предыдущим месяцем. В том числе в Татарстане в июле было выдано 2,35 тыс. кредитов на покупку автомобиля. Это на 17,8% больше, чем в июне. Тогда было одобрено менее 2 тыс. таких кредитов. Татарстан занял четвертую позицию по этому показателю, обогнав Краснодарский край. При этом в июле было выдано на треть меньше автокредитов, чем за такой же месяц в 2021 году. В марте после начала спецоперации РФ на Украине падение к предыдущему месяцу достигало 79,4% (в республике было выдано всего 625 кредитов).
Средний размер автокредита в Татарстане в прошлом месяце составлял лишь 961 тыс. руб. По этому параметру республика оказалась на 27-м месте среди всех российских регионов. В Москве, например, средний размер достигал 1,76 млн руб., в Санкт-Петербурге — 1,49 млн руб. Среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) самые большие показатели у Нижегородской области (1,15 млн руб.), Саратовской (1,11 млн руб.), Оренбургской (1,02 млн руб.) и Самарской (1,01 млн руб.) областях. За месяц средний размер автокредита в Татарстане сократился на 9,5%, а если сравнивать с июлем прошлого года, то на 3,4%.
Жители Татарстана берут кредиты как на новые автомобили, так и на автомобили с пробегом, говорил ранее “Ъ” президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», гендиректор группы компаний «Транстехсервис» Вячеслав Зубарев. Он указывал на проблемы с поставками из-за рубежа, при этом многие российские заводы также остановили свою деятельность.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отмечает, что в начале года наблюдался скачок спроса на автомобили. Однако последовавшее затем «охлаждение оказалось в итоге более значимым для совокупной полугодовой статистики». «Важным фактором, влияющим на нынешние выкладки, является весенне-летнее повышение ключевой ставки, которое потянуло за собой вверх ставки по автокредитам и другим банковским продуктам. Сейчас банки массово понижают ставки, но пока популярность автокредитов еще не вернулась к привычным значениям»,— резюмирует он.