10 альбомов августа
Выбор Бориса Барабанова
«Prey» (OST)
Действие фильма «Добыча», приквела «Хищника» с Арнольдом Шварценеггером, происходит за 300 лет до событий в оригинальной ленте 1987 года. Режиссер Дэн Трахтенберг сделал героями своего фильма индейцев-команчей. Актеры записали звуковую дорожку на двух языках, английском и языке команчей, кровь команчей и племени черноногих течет в жилах продюсера фильма Джейн Майерс. К работе над саундтреком привлекли Сару Шахнер, композитора, чей послужной список в индустрии видеоигр гораздо солиднее, чем в кинематографе. Одна из ее главных работ — участие во франшизе «Assassin’s Creed». При этом Шахнер — увлеченный исследователь старинных инструментов, играет, например, на монгольской виолончели моринхур и казахской скрипке. Игровой бэкграунд Шахнер и ее любовь к старинной музыке счастливо объединились в саундтреке «Добычи» с талантом музыканта из племени пуэбло Роберта Мирабаля, лауреата Grammy, работающего в диапазоне от world music до джаза, хип-хопа и хард-рока. В фильме среди прочего можно услышать звук флейты его собственной конструкции.
Издатель Hollywood Records
sarahschachner.com
Васса Железнова «Культурный код»
Активно растущий новый русский фолк (Settlers, Hodila Izba, «Залпом» и др.) заслужил интерес молодой аудитории благодаря четкому дистанцированию от коллективной Надежды Бабкиной: больше импровизации, больше заимствований из городских жанров, меньше телеформатного глянца в музыке и видео и ощущение «сегодня» даже в песнях, формально выстроенных на традиции. «Васса Железнова» — это певица и автор песен Василина Иванова. Она записала музыку, которую определяет как «инди-фолк для тех, кто далек от фолка и его атрибутов». Зато здесь много типичной для поп-рока акустической гитары, а вступление к песне «Птица, которой не дали зерна» так похоже на «Сансару» Басты, что начинаешь искать в этом какой-то постмодернистский ход. В открывающей альбом песне «Молодой» есть и «респект» первопроходцам нового фолка Zventa Sventana, и отголоски фолк-экспериментов советских ВИА вроде «Ариэля». Правда, не всегда можно расслышать, о чем, собственно, поет Иванова, а это важно — и в первую очередь для песен с максимально далекой от официозной «народной песни» тематикой, таких, как, например, «Освенцим».
Издатель Vassa Zheleznova
vk.com/vassazheleznova
Kasabian «The Alchemist’s Euphoria»
В 2020 году после обвинений в домашнем насилии из английской группы Kasabian уволили вокалиста Тома Мейгана. С тех пор Мейган успел не просто помириться с обвинявшей его женщиной, но даже и жениться на ней. Однако в группу он не вернулся, и весь седьмой альбом Kasabian сочинил и спродюсировал основной автор песен и гитарист группы Серж Пиццорно. Редкие выходы Пиццорно на передний план во время концертов Kasabian и раньше смотрелись убедительнее, чем работа штатного фронтмена, теперь же Пиццорно — стопроцентный лидер. Но мнения по поводу «The Alchemist’s Euphoria» разделились. Многое в группе держалось на проверенной временем харизме певца, и признать достоинства нового альбома готовы не все. Серж Пиццорно представил на суд публики жизнеспособный корпус произведений, в котором традиционный для Kasabian рейв-рок с манчестерским акцентом («Scriptvre», «Rocket Fuel», «Alygatyr») соседствует с конструкциями, безошибочно отсылающими к старшим коллегам-классикам: «The Wall» — практически безупречная бритпоп-баллада для хорового исполнения, а в «T.U.E. (The Ultraview Effect)» Пиццорно уместил «поклоны» в адрес Radiohead, Portishead и Pink Floyd.
Издатель Sony Music
kasabian.co.uk
Erasure «Day-Glo (Based On A True Story)»
Новый альбом Erasure музыканты дуэта позиционируют как «заключительную часть проекта «The Neon», то есть, проще говоря, как продолжение альбома 2020 года, добравшегося в английских чартах до четвертого места — для ветеранов это был серьезный успех. Основной автор музыки Erasure Винс Кларк оказался взаперти во время пандемии и возился с файлами, записанными в период работы над «The Neon», пока не понял, что из них можно сложить нечто совсем новое. «Day-Glo (Based On A True Story)» — не альбом ремиксов. Это медитативная и преимущественно инструментальная запись, собранная из материалов, созданных для танцевального альбома. Вокалист Энди Белл несколько раз зашел в студию в процессе работы над «Day-Glo», однако в этом синти-поп-альбоме вокальные семплы несут не больше нагрузки, чем партии синтезаторов. Самая точная жанровая характеристика новой музыки Erasure — постапокалиптическое диско. Как и положено всему постапокалиптическому, сделана она из того, что существовало еще в благополучные времена.
Издатель Mute
erasureinfo.com
GusGus x Джон Грант «Bolero EP»
Прошлогодний дуэт GusGus и Джона Гранта «Love Is Alone», опубликованный на одноименном EP GusGus, обещал для этого альянса хорошие перспективы. Когда появились анонсы совместного EP «Bolero», хотелось услышать там полноценный песенный материал двух мощных творческих единиц из Исландии (Грант — американец, но проживать свою жизнь предпочитает на острове вулканов и гейзеров). За дело взялся лондонский лейбл HE.SHE.THEY, декларирующий поддержку талантов с разнообразным гендерным, расовым и классовым бэкграундом и издающий разного рода танцевальную электронику. На выходе публика получила фактически одну песню, «Bolero (Hold Me In Your Arms)», с двумя ремиксами — у понятия «EP» довольно размытое толкование. Помимо всего прочего, это просто не их песня. Слушатели постарше безошибочно опознают в «Bolero (Hold Me In Your Arms)» мелодию немецкой звезды евродиско Фэнси (Манфреда Зегита). Если кому-то интересно, Фэнси в добром здравии, ему сейчас 76 лет. А условная «молодежь», увлеченная диско-ренессансом и перепевающая песни из его репертуара, сама уже пребывает в статусе классиков.
Издатель HE.SHE.THEY
heshethey.bandcamp.com
Zero People «Песни человека»
Новый альбом участников «Animal ДжаZ» Александра Красовицкого и Александра Заранкина относится к категории записей, которые невозможно воспринимать в отрыве от сегодняшней реальности, и, как это часто теперь бывает, при внимательном изучении вопроса выясняется, что песни написаны не в этом году, а некоторые даже не в прошлом. Обрамленный партиями клавишных в отрыве от стадионного аккомпанемента «Animal ДжаZ» голос Александра Красовицкого традиционно характеризовался как факультативный опыт, тем не менее у дуэта Zero People давно сформировалась собственная преданная аудитория. А теперь для строк, созданных на протяжении двух лет, саунд Zero People кажется самым верным решением. «В этом царстве серо-желтой краски мой комок в груди поет. И вот что хотелось бы мне — уметь выдыхать боль вовне» — в принципе, не так уж и важно, что конкретно было поводом для написания этих строк Александра Красовицкого. Важно, что эти слова будут услышаны сейчас. «Как сказал кто-то из великих, человек ценен не твердостью и несгибаемостью, а гибкостью,— комментирует релиз певец.— Не тем, что он неустрашим перед любыми трудностями, а тем, что он умеет вставать, даже разбившись, казалось бы, насмерть».
Издатель Zero People
vk.com/zero_people
Russian Circles «Gnosis»
Избавившись от вокала, «металл» мгновенно взрослеет, ведь его исполнителям, взрослым, зачастую тучным и седым мужчинам, не нужно притворяться подростками и петь про демонов и драконов. А если к традиционным металлическим риффам добавляется приставка «пост-», то это уже совсем серьезная музыка, достойная высоких оценок снобов из музыкальных медиа вроде Pitchfork. Так произошло со свежим альбомом чикагского трио Russian Circles. Критики отмечают предсказуемость эмоционального сценария альбома, это постоянное колебание между тихим и громким, ярким и мрачным, величественным и жестоким. Но когда образ не задан текстом, фантазия каждого отдельного слушателя расцвечивает эти конструкции по-своему. У Russian Circles получился очень компактный альбом. Музыки было написано на двойник, но по причинам, связанным с особенностями работы во время пандемии, на выходе получилось 40 минут спрессованного гитарного звука, на исходе которых слушатель чувствует себя так, словно прошел все уровни сложнейшей видеоигры и, победив, упал в изнеможении.
Издатель Sargent House
russiancircles.bandcamp.com/album/gnosis
The OMY «Слон»
На отечественных цифровых площадках творчество группы The OMY характеризуют как «русский рок», хотя для этого она как минимум должна как-то по-другому называться. С первой песни, «Бабла», хочется согласиться с характеристикой, данной The OMY, видимо, в каком-то рядовом анонсе, но попавшей в точку. The OMY — адепты хаоса и безумия. В рамках одной песни самым криминальным образом меняется ритм, в другой захлебывающийся гроул мгновенно оборачивается свингом, речитатив в стиле Антохи МС чередуется с замедленными до неузнаваемости семплами из каких-то речей с трибун — вроде Брежнев, а может, и не он, и, кажется, неважно. Желание создать «новую "Поп-механику"» регулярно овладевает умами молодых артистов. Слышишь дикий саксофон в стиле Шабаки Хатчингса — будь уверен, грядет новая «Поп-механика». В любых других обстоятельствах паноптикум The OMY заслуживал бы больше скепсиса. Но уникальность ситуации состоит в том, что альбом, начинающийся песней с ключевой строчкой «Новый год в тюрьме», записан на президентский грант, выигранный в феврале на фестивале New/Open. Курёхину бы понравилось.
Издатель Ниша
vk.com/omy.band
Danger Mouse, Black Thought «Cheat Codes»
У Брайана Бёртона (сценическое имя — Danger Mouse) дуэтные альбомы всегда получаются хорошо, лучше, чем какие-либо иные. У него были прекрасные опыты сотрудничества со Спарклхорсом, MF Doom, Даниэле Лупи и Карен О, а созданная вместе с Си Ло Грином группа Gnarls Barkley — едва ли не самый коммерчески успешный проект продюсера. Альбом «Cheat Codes», записанный вместе с участником The Roots Тариком Троттером (сценическое имя — Black Thought),— один из самых обсуждаемых альбомов лета. Для Danger Mouse это первый рэп-альбом за 20 лет, и здесь он работает с тем, что по-настоящему любит: с речитативом старой школы и кинематографичными аранжировками. Danger Mouse посвятил жизнь наведению мостов между черной и белой культурой, и Black Thought занимался примерно тем же в несколько иных декорациях — работая в команде, отвечавшей за музыкальное сопровождение шоу Джимми Фэллона. Тексты «Cheat Codes» посвящены проблемам черной Америки, а очарованию «винтажного» звука несложно поддаться независимо от цвета кожи. Обратите также внимание на камео Майкла Кивануки, Эйсапа Роки и Run The Jewels.
Издатель BMG
dangermouseblackthought.com
Vanderwolf «12 Little Killers»
Макс Вандервольф относится к числу музыкантов, которые за кулисами преуспели больше, чем на сцене. В Нью-Йорке он букировал артистов для легендарного клуба Knitting Factory, в Лондоне курировал программу не менее легендарного фестиваля Meltdown. А вот группа Last Man Standing, где он работал певцом, получила меньше внимания, чем заслуживала. Предисловием к дебютному альбому проекта Vanderwolf стал сингл «When The Fire Grows Cold», в записи которого приняли участие Роберт Уайатт и Дэвид Аллен. В альбоме же музыкант обошелся без коллабораций с суперзвездами. Выбирая вокальную манеру для нового альбома, он не стал скрывать источники творческих импульсов, среди которых — Том Петти, Патти Смит, Джефф Линн, Роберт Смит, Джек Уайт… «12 Little Killers» — песни отчаянного меломана, который сумел из своей фанатичной любви к музыке сделать профессию, а потом записать песни, в которых многое знакомо, нет ничего новаторского, но при этом есть нежное и почтительное отношение к самому ремеслу сочинителя. В каком-то смысле Макс Вандервольф сидит внутри каждого, но не каждый готов показать его другим.
Издатель Vandertunes
vanderwolfmusic.com
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram