Производству косметики отказали в субаренде
В чем суть конфликта между «Краснополянской косметикой» и «Адлерским чаем»
Основатели бренда «Краснополянская косметика» намерены добиться отмены решения суда. Из-за претензий Генпрокуратуры они рискуют потерять свой бизнес. Производителя натуральной косметики обвинили в нецелевом использовании сельскохозяйственных земель. 23 августа суд Адлера встал на сторону Генпрокуратуры и постановил, что компания должна в течение 30 дней освободить территорию, где она выращивает редкие растения для своей продукции. С 2018 года Дмитрий Серов и его супруга Кристина Сударевская вложили в проект 200 млн руб. При этом суд и прокуратура признали, что компания действительно занималась сельским хозяйством. Однако участка ей все равно придется лишиться. Подробности — у Владислава Викторова.
Компанию «Краснополянская косметика» Дмитрий Серов основал вместе с супругой Кристиной Сударевской в 2007 году. Изначально это было небольшое производство мыла ручной работы, но позже бизнес перерос в серьезный проект. Супруги решили перебраться в Сочи и основать эко-ферму, чтобы выращивать редкие субтропические растения.
Участок предпринимателям предоставила компания «Адлерский чай». С 2009 года она сама арендовала на 49 лет землю у Росимущества в селе Медовеевка, и в 2018 году структура переуступила господину Серову права на 7 га. Но Адлерский суд усомнился в добросовестности той, первой сделки 13-летней давности, а в результате пострадавшей оказалась «Краснополянская косметика», рассказал “Ъ FM” ее основатель Дмитрий Серов: «Мы успели провести две независимые экспертизы, которые подтвердили, что каждый кв. м земли занят кактусами, алоэ, банановыми пальмами. Мы это все перерабатываем.
В ходе судебного заседания нам удалось доказать, что мы используем землю по назначению.
Но прокурорам удалось убедить суд, что компания "Адлерский чай" не имела намерения использовать эту землю по назначению. Из-за этого сделка от 2009 года была признана ничтожной, то есть, соответственно, наши договора также недействительны».
Помимо компании Дмитрия Серова с супругой вопросы у прокуроров возникли еще к 140 хозяйствам. Некоторые из них, как признал суд, действительно занимались сельхоз деятельностью, в том числе и «Краснополянская косметика». И гособвинители даже пообещали помочь с заключением нового договора. Но не все так просто, продолжает Дмитрий Серов: «Представитель Росимущества сказал, что все будет происходить по закону Российской Федерации. Согласно закону, наша земля после того, как договор будет расторгнут, и все наши растения будут переданы в Росимущество, должна попасть на официальные торги, в которых имеет право участвовать любой российский гражданин».
“Ъ FM” направил запрос в Росимущество с просьбой прояснить, сможет ли компания претендовать на упрощенное заключение нового договора об аренде. В материалах генпрокуратуры отмечается, что на многих участках, арендованных у «Адлерского чая» появились, например, коттеджи, а другие просто заросли травой.
Однако это не означает, что добросовестные предприниматели должны лишаться бизнеса, говорит управляющий партнер юридической фирмы Land Law Firm Денис Литвинов: «Прокуратура положила в основу своей позиции тот факт, что каждый из новых арендаторов стал полноценной стороной в договоре.
Если нет доказательств использования участка не по назначению, то, конечно, это не может стать основанием для расторжения договора с новым арендатором».
Юристы, опрошенные “Ъ FM”, полагают, что шанс добиться пересмотра решения у компании есть. Однако они обратили внимание на одну тенденцию. В 2022 году прокуратура стала чаще интересоваться участками, которые еще в начале нулевых перешли в частную собственность.
И руководитель проектов компании «Хренов и Партнеры» Дмитрий Лобачев считает, что случайно такие процессы не возникают: «Нужно понимать первопричину. Земля была взята в аренду в 2018 году, соответственно, права и обязанности у "Краснополянской косметики" возникли недавно. Второй момент — насколько правомерной была передача в субаренду. Возникает вопрос: если о правонарушении было известно давно, почему разбирательства начались только сейчас? Просто так ничего не происходит. Может быть, у кого-то есть интерес».
Сами основатели «Краснополянской косметики» надеются на лучшее. Однако план по спасению бизнеса все же подготовили. Если сохранить участок так и не получится, придется вывезти оборудование. Но тогда о собственной переработке растений можно забыть — упор будет сделан на поставки из-за рубежа. И такой исход не слишком соотносится с обещаниями властей поддерживать бизнес в непростое время.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".