Концессия сошла с рельсов
Депутаты красноярского горсовета не одобрили проект концессии по развитию электротранспорта
Профильная комиссия красноярского горсовета по бюджету, собственности и экономическому развитию рекомендовала мэрии не заключать концессионное соглашение с ООО «Мовиста регионы Красноярск» о развитии городского электротранспорта на предложенных компанией условиях. По проекту затраты на создание трамвайной инфраструктуры составят 24,1 млрд руб., а общая сумма бюджетных вложений за 20 лет — 51,8 млрд руб. Муниципальная контрольно-счетная палата (КСП) сочла проект не просчитанным с точки зрения эффективности и несущим финансовые риски для города. Между тем предложение инвестора уже опубликовано на официальном сайте для размещения торгов для приема альтернативных заявок, и 8 сентября департамент муниципального имущества и земельных отношений мэрии должен подвести итоги.
Проект концессионного соглашения с компанией «Мовиста регионы Красноярск» со сроком действия 20 лет членам бюджетной комиссии горсовета Красноярска представил руководитель департамента транспорта мэрии Максим Силкин. В документе речь идет о «создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования». Как пояснил господин Силкин, работу по подготовке соглашения городские власти провели по решению президиума правительства Красноярского края. В январе 2022 года он рекомендовал мэрии совместно с региональным правительством «обеспечить разработку проекта развития в городе Красноярске наземного рельсового общественного транспорта». Краевые власти направили в Минтранс РФ заявку на финансирование в рамках конкурсного отбора инфраструктурного проекта обновления электротранспорта в Красноярске, после чего край попал в число пилотных регионов для реализации таких проектов.
Здесь планируется до 2026 года реконструировать трамвайную ветку на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» (16 км), построить ветку в строящийся микрорайон Солнечный (30 км), реконструировать трамвайное депо, реконструировать или построить девять тяговых подстанций, приобрести 50 двухсекционных трамваев.
ООО «Мовиста регионы Красноярск» было зарегистрировано в апреле этого года. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», его учредителем является московское ООО «Мовиста регионы». Группа «Мовиста» в 2022 году вышла с похожими предложениями в целый ряд субъектов федерации. Например, она планирует получить в концессию трамвайную инфраструктуру Липецка (объем инвестиций — 14,5 млрд руб.) и Курска (12,4 млрд руб.).
По данным Максима Силкина, предложение компании «Мовиста регионы» заключить концессионное соглашение на предложенных ею условиях мэрия получила в мае. 22 июля оно было размещено на сайте торгов. Согласно документу, предельный размер расходов на закупку трамваев и создание предусмотренных концессией объектов инфраструктуры составит 24,1 млрд руб. Нагрузка на госбюджеты разных уровней — 51,8 млрд руб. Из этой суммы 29,09 млрд руб. приходится на инвестиционный платеж из бюджета Красноярского края, 15,82 млрд руб. составит эксплуатационный платеж из городского бюджета. Федеральный центр в виде капитального гранта предоставит 6,92 млрд руб. Как уточнила заместитель руководителя финансового департамента мэрии Виктория Бугаева, доля городской администрации представляет собой эксплуатационные расходы, которые с 2026 года заменят ныне действующую систему компенсаций расходов общественного транспорта и не потребуют дополнительных ресурсов.
Подведение итогов приема альтернативных заявок назначено на 8 сентября. При их отсутствии соглашение будет заключено с «Мовиста регионы Красноярск» без проведения конкурса. Впрочем, как добавил Максим Силкин, красноярский проект в августе уже рассматривался на заседании экспертного совета при Минтрансе РФ и был отправлен на доработку. Следующее рассмотрение было запланировано на 26 августа.
Проект концессионного соглашения вызвал массу вопросов у участников заседания. Председатель бюджетной комиссии Павел Павелко не понял, какой объем инвестиций запланирован у «Мовиста регионы Красноярск» и какую прибыль получит компания от концессии. Кроме того, он отметил, что пассажиропоток в общественном транспорте Красноярска в последние годы стабильно сокращается, что ставит под вопрос необходимость дополнительных инвестиций в эту сферу. Спикер горсовета Наталья Фирюлина поинтересовалась, почему для концессии были выбраны именно эти маршруты, а закупить предполагается именно 50 трамваев. «Мы сами ждем ответа, почему 50»,— признал Максим Силкин.
Резко отрицательная характеристика проекта соглашения поступила от муниципальной контрольно-счетной палаты (КСП). Ее сотрудники пришли к выводу, что представленный проект не является концессионным соглашением. Кроме того, он не содержит экономических обоснований инвестиций.
«В отсутствие экономических обоснований, не рассмотрев бизнес-проект или бизнес-модель самого концессионера, что там и как будет, на наш взгляд, не представляется возможным сделать вывод о соответствии норм проекта соглашения принципу эффективности использования бюджетных средств, а также его целесообразности вообще для бюджета города, поскольку, вложив такие деньги, к концу проекта мы можем получить полностью самортизированные оборудование и инфраструктуру»,— сделала вывод председатель КСП Светлана Алдашова. По ее словам, соглашение несет серьезные финансовые риски для городского бюджета. Например, если концессионер не рассчитается с ВЭБом, являющимся кредитором, то обязательства по расчетам перейдут к властям Красноярска.
«В таком виде заключать концессионное соглашение нельзя»,— подвел итог обсуждению господин Павелко.
Комиссия горсовета согласилась со своим председателем, единогласно проголосовав за то, чтобы рекомендовать мэрии не заключать соглашение в предложенной редакции. Кроме того, материалы КСП было решено передать для изучения прокурору Красноярска.
Впрочем, как отметил один из участников заседания, согласно федеральному законодательству, если информация о соглашении размещена на официальном портале, то властям Красноярска придется его заключить. По словам советника практики недвижимости и строительства коллегии адвокатов «Регионсервис» Анны Жолобовой, это не так: «Законодателем установлен определенный срок, в течение которого уполномоченный орган обязан рассмотреть представленное заинтересованным лицом предложение (если не поступили иные заявки) и принять решение о заключении с ним соглашения на предложенных условиях либо отказаться от его заключения».