Приговор вырос из семян

Тамбовский предприниматель получил семь лет колонии

Тамбовский суд приговорил местного предпринимателя Олега Барова к семи годам лишения свободы за хищение денег у поставщиков семян. Обвинительный приговор вынесли со второго раза: два года назад бизнесмена и его компаньонов признали невиновными, но оправдательный приговор был отменен. Защита не согласна с решением суда.

Жердевский райсуд Тамбовской области приговорил к семи годам колонии общего режима экс-депутата Моршанского горсобрания и известного предпринимателя Олега Барова, признав его виновным в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Как рассказали «Ъ» в региональной прокуратуре, второму подсудимому — бизнесмену Владиславу Сазонову — назначено пять лет колонии, а уголовное преследование третьего фигуранта — Юрия Ерохина — прекращено в связи с его смертью.

Олег Баров — известный в Тамбовской области предприниматель, который с 1996 года неоднократно избирался в горсовет Моршанска. В 2017-м его признали виновным в покушении на особо крупное мошенничество: он за €5 млн пообещал руководству старейшего предприятия ОАО «Моршанская табачная фабрика» снизить сумму выявленной налоговой недоимки. Олег Баров вину отрицал, настаивая, что стал жертвой провокации со стороны представителя Моршанской табачной фабрики и оперативников ФСБ. Предприниматель завершил отбывание пятилетнего срока за преступление в конце 2020-го.

Тогда же Олег Баров вместе с компаньонами был оправдан по своему второму уголовному делу, возбужденному тамбовский полицией в 2016 году. Следствие посчитало, что предприниматель и его компаньоны от лица подконтрольного им ООО «Виктория» приобрели у ООО «Агролига» и ООО «Биотехнологии» семена сельскохозяйственных растений и средства для их защиты, а также запчасти сельскохозяйственного назначения, но оплатили товар лишь частично, выдав поставщикам векселя на сумму долга. МВД оценивает ущерб почти в 14 млн руб.

После возбуждения уголовного дела ущерб был погашен. Подсудимые вину не признали, настаивая на том, что спор между контрагентами лежал в плоскости гражданско-правовых отношений, а преступного умысла на обман у них не было. «Виктория», по мнению защиты, годами работала по аналогичным схемам, однако потерпевшими были признаны лишь две обанкротившиеся компании.

Инициатором уголовного дела защита называет арбитражного управляющего «Виктории» Александра Юркшата. В конце 2017 года его приговорили к условному сроку за попытку хищения у соучредителя компании Юрия Ерохина денег за реализацию полномочия конкурсного управляющего «Виктории» (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). По мнению защиты Олега Барова, уголовное преследование предпринимателей использовалось для противоправного обогащения за счет их бизнеса.

Прокуратура смогла добиться отмены оправдательного приговора и повторного рассмотрения. С июля 61-летний Олег Баров находится под стражей. Он пропустил два заседания из-за санаторного лечения в Крыму, куда его направили после операции. По ходатайству следствия его объявили в розыск, после чего он сразу же вернулся, и его поместили в изолятор. Оглашение приговора шло с середины прошлой недели. Один раз заседание пришлось перенести из-за того, что Барову стало плохо, и врачи сделали ему укол.

Геннадий Кондрашов, адвокат Олега Барова, сказал «Ъ», что защита категорически не согласна с судебным решением: «Судья при постановлении приговора не учел ряд существенных обстоятельств. В нарушение закона суд неправильно определил время совершения того деяния, которое прокурор считал преступными, необоснованно растянув время его завершение на лишних полтора года. Это позволило сначала прокурору, а затем суду притянуть за уши не относимые к делу обстоятельства и доказательства, которые их как бы подтверждали».

Также защитника удивляет и «ярко выраженный» обвинительный уклон, занятый судом. «Суд признал недостоверными десятки доказательств стороны защиты, незаконно и необоснованно противопоставив им весьма сомнительные в своей достоверности доказательства обвинения. Фактически суд признал достоверными только собранные на досудебной стадии доказательства, полностью исключив доказательства стороны защиты, включающие в себя заключения и показания экспертов, буквально уничтоживших обвинительную конструкцию всего дела»,— сказал господин Кондрашов. По его мнению, длительные сроки получили люди, чья невиновность была подтверждена ранее вынесенным оправдательным приговором, который отменили только из-за формальных процессуальных нарушений.

Сергей Толмачев, Воронеж

Вся лента