Слабо представленный пол

«Ъ» разбирался в причинах гендерной диспропорции российской политики

С 9 по 11 сентября предстоят выборы в российские региональные органы власти. Традиционно среди кандидатов на них заметно преобладают мужчины. Они же серьезно обгоняют женщин по представленности на руководящих должностях в федеральном правительстве и администрации президента. По подсчетам «Ъ», количество женщин на высоких постах в этих органах власти все еще не превышает 20%. Та же пропорция наблюдается и среди федеральных законодателей — в Госдуме и Совете федерации. В то же время в некоторых партиях на уровне рядовых членов женщины удерживают численное преимущество. «Ъ» разбирался в причинах сравнительно невысокой представленности женщин в российской власти и поговорил с политиками и экспертами о том, нужно ли с этим что-то делать.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

В правительстве должности вице-премьеров, министров, их заместителей и глав федеральных агентств занимают 33 женщины (14% от общего числа чиновников этого уровня).

В администрации президента показатель примерно такой же (рассчитывался на основе открытых деклараций чиновников): высокие позиции занимают 11 женщин (14,1%).

Несильно отличается гендерный расклад и внутри российского парламента: кресла депутатов Госдумы занимают 75 женщин (16%), а мандаты сенаторов Совфеда имеют 37 (примерно 18%). При этом на выборах в Госдуму в 2021 году от парламентских партий было выдвинуто 316 (21,5%) женщин по федеральным спискам и 176 (16,3%) — по одномандатным округам. В парламентских партиях проблемой доминирования мужчин в российской политике обеспокоены, а варианты решения предлагают разные.

Прекрасная четверть «Единой России»

По данным, предоставленным «Единой Россией» (ЕР), в партии состоит 1 478 762 женщины, что составляет 62,86% от общего числа ее членов. На прошлогодние думские выборы партия выдвинула 93 (23,4%) женщины по федеральному списку, а по одномандатным округам — 40 (18,4%). При этом депутатские мандаты на данный момент имеют только 60 при общей численности фракции ЕР в 325 человек, то есть 18%.

Заместитель секретаря генсовета «Единой России» Дарья Лантратова

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Заместитель секретаря генсовета партии 38-летняя Дарья Лантратова считает, что большему представительству женщин в политике мешают в том числе гендерные стереотипы, характерные для этой сферы. Сама госпожа Лантратова большую часть своей карьеры проработала в администрации президента и в 2019 году стала референтом в управлении по общественным связям и коммуникациям. Партийную должность она получила накануне выборов 2021 года. «Известно, что наиболее активными избирателями являются женщины, но подавляющее число кандидатов — мужчины. До сих пор бытует мнение, что политика — не женское дело. Этот стереотип нужно менять»,— считает политик, оговариваясь, что одних «словесных интервенций» тут недостаточно.

По мнению госпожи Лантратовой, женщинам не всегда удается найти должное количество времени и возможностей на развитие своего потенциала и реализацию общественно-политических инициатив как из-за давления стереотипов, так и из-за того, что их семейная и бытовая нагрузка зачастую превышает мужскую.

Чтобы женщинам не нужно было ничем жертвовать, необходимо заниматься развитием механизмов по их поддержке в социальной, образовательной сферах, по помощи в реализации их общественных проектов, считает она. Напомним, в июле партия заявила о создании женского комитета, который и возглавила Дарья Лантратова. Комитет, по ее словам, будет поддерживать инициативы женщин России и Донбасса, «придерживающихся традиционных ценностей», и не станет популяризировать феминистическую повестку.

Фотогалерея

Женские лица российской дипломатии

Смотреть

Декоративное представительство

Сейчас Компартия в Госдуме представлена 8 женщинами, это 14% фракции; на прошлогодние выборы в Госдуму КПРФ выдвинула 53 (15,4%) женщины по списку и 30 (13,3%) — по одномандатным округам. Несмотря на то что гендерное равенство относится к числу основных постулатов коммунистической идеологии, пока соотношение женщин и мужчин в КПРФ не назовешь идеальным.

Депутат от КПРФ, глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Член фракции КПРФ, глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей 66-летняя Нина Останина характеризует текущее представительство женщин в политике как «декоративное». В Думе и в партии она занимается поддержкой материнства и детства, защитой социальных, жилищных и трудовых прав населения. Политик также возглавляет общественное движение «Всероссийский женский союз — Надежда России», популяризирующее активное включение женщин в социально-экономическую сферу. Согласно сайту организации, она выступает за «недопущение дискриминации по половому признаку» и защиту прав и интересов женщин.

По мнению госпожи Останиной, нынешнее положение проистекает из «иллюзии решенности» женского вопроса в 1960-е годы. С того момента проблемой репрезентации женщин перестали уделять должное внимание.

Кроме того, в 1990-е ситуацию усугубила критика в отношении квотирования в политике, в том числе со стороны самих женщин: «Либеральные женщины насмешливо высказывались на тему практики квотирования в органах власти в советские годы. Из их уст звучало, что женщины сами пробьют себе дорогу»,— говорит госпожа Останина.

Сейчас, по ее словам, женщины, стоящие «на вершине пирамиды», не транслируют в обществе женскую повестку, а потому проблема «декоративности» остается нерешенной: «Согласно мировым стандартом, 30-процентное присутствие женщин во власти дает 20% социальной повестки дня. У нас присутствие женщин в статусе вице-премьеров, и председателя Центробанка, и даже председателя Центризбиркома к формированию такой повестки не приводят».

При этом, отмечает парламентарий, все больше женщин в регионах становятся руководителями региональных отделений партии и депутатами, поэтому есть надежда, что на смену консервативному подходу придет реальное представительство женщин в политике.

Член комитета Госдумы по аграрным вопросам Мария Прусакова

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Впрочем, первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Юрий Афонин (КПРФ) не считает квотирование в политике необходимым и целесообразным. По его мнению, квотирование — «необъективный процесс», приводящий к засилью «серых депутатов»: «Лучше яркие Нина Останина и Мария Прусакова, чем несколько "серых" женщин без позиции и выступлений». Тем не менее парламентарий положительно оценивает участие женщин в политике и готов поддерживать «ярких представительниц».

О женской самокритичности

Общая картина в «Справедливой России — За правду» (СРЗП) схожа с ситуацией ЕР: доля женщин—членов партии по всей стране составляет 59,3%, однако в высшие эшелоны власти пробивается заметно меньшая доля. Так, в нынешней фракции СРЗП всего три женщины, что составляет 11% фракции. Невелика была доля женщин и в предвыборных списках: партия выдвигала 61 (20,2%) женщину по спискам и 40 (18,4%) — по одномандатным округам.

Замруководителя фракции СРЗП 73-летняя Елена Драпеко объясняет это «особенностями электората». Актриса кино в прошлом, в партии госпожа Драпеко уделяет внимание прежде всего культурной сфере. Она состояла в Союзе кинематографистов России, в комиссии Межпарламентской ассамблеи государств—-участников СНГ по вопросам культуры, стала членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств. В СРЗП Елена Драпеко также занимает должность секретаря президиума Центрального совета партии по вопросам культурной политики.

По мнению депутата, избиратели преимущественно голосуют за мужчин, поскольку Россия — «пока маскулинное государство».

Кроме того, по словам парламентария, женщины—члены СРЗП, хотя и активно участвуют в местных партийных акциях и «с удовольствием работают в партийных организациях», не стремятся попасть в высшие органы власти. Госпожа Драпеко связывает это с боязнью женщин брать на себя дополнительную ответственность, которая неизбежно следует за расширением полномочий, а также с их неуверенностью в собственных силах: «Мужчина, даже с не очень сильным характером, оценивает себя высоко, а женщины относятся к себе более критично»,— разъясняет парламентарий.

Фотогалерея

Дамы в Думе

Смотреть

Подкачали избиратели

ЛДПР — единственная партия, в думской фракции которой не представлено ни одной женщины. За это партию даже публично критиковала спикер Совета федерации Валентина Матвиенко по итогам прошлогодних выборов. При этом, по собственной статистике либерал-демократов, в партии состоят 130 422 женщины, что составляет 40,63% от общего числа ее членов. Партийцы также утверждают, что 1221 депутат партии всех уровней (33,09%) — женщины. Тем не менее на выборы в Госдуму партия выдвинула только 33 (15,1%) женщины по федеральному списку и 17 (7,6%) — по одномандатным округам. Эти цифры меньше, чем в других парламентских партиях.

Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов отсутствие женщин во фракции связывает с плохими результатами выборов.


По его словам, в 2021 году социологические опросы позволяли ЛДПР со всей уверенностью ждать более высоких результатов, но, к удивлению самих членов партии, ожидания не оправдались. Господин Нилов без сомнений заявляет, что при более благоприятном раскладе женщины от ЛДПР (в частности, Василина Кулиева от Забайкалья и Елена Строкова от Алтайского края) непременно были бы представлены в текущем созыве Думы. Также зампред фракции надеется на скорое появление женщин во фракции в результате ротации в нижней палате парламента, напоминая, что ротация происходит несколько раз за созыв, например, из-за смены депутатами места работы.

Депутаты от ЛДПР Елена Строкова (слева) и Василина Кулиева

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Господин Нилов также отмечает, что в региональных парламентах и отделениях партии немало женщин занимают посты депутатов и координаторов. По личному опыту зампреда фракции, отмечает он, те отделения партии, во главе которых становятся женщины, нередко достигают более высоких результатов. Господин Нилов также напомнил, что ЛДПР регулярно вносит законопроекты, нацеленные на поддержку женщин.

Так, в августе фракция предложила ввести ежемесячные выплаты домохозяйкам, а ранее выступала с инициативой обязать органы соцзащиты компенсировать алименты за должников, чтобы матерям-одиночкам не приходилось обращаться в суд.

По словам парламентария, сенатор Елена Афанасьева, отвечающая за партийное женское движение, регулярно проводит мероприятия по поддержке женщин. Так, госпожа Афанасьева координирует форум «Клуб женщин-парламентариев», цель которого, как заявлено на сайте организации, объединение женщин-политиков и продвижение женской повестки в органах власти. Связаться с самой госпожой Афанасьевой «Ъ» не удалось.

Сенатор Елена Афанасьева

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Проблем не видят

«Новые люди» (НЛ) попали в Государственную думу недавно и пока находятся в меньшинстве, однако по представительству женщин во фракции уже занимают первую позицию с показателем в 20%. Более того, на выборы в 2021 году среди парламентских партий НЛ выдвинули больше всех женщин — 76 (36%) по федеральному списку и 49 (24,6%) по одномандатным округам.

Замруководителя фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству 52-летняя Сардана Авксентьева прославилась на всю страну еще в 2018 году, когда заняла пост мэра Якутска и стала первой женщиной на этой должности.

В первый же год госпожа Авксентьева с целью оптимизации бюджета выставила на торги служебные автомобили чиновников, отказалась финансировать дорогостоящие мероприятия, а также сократила расходы на информационную деятельность, прием делегаций и командировки.

После вступления в должность она так и не стала членом «Единой России» (хотя числилась среди ее «сторонников»), а в своем рабочем кабинете заменила портрет президента РФ на фотографию с празднования якутского праздника лета Ысыах. В 2021 году госпожа Авксентьева досрочно ушла с поста по состоянию здоровья, а через некоторое время была выдвинута в Госдуму от «Новых людей».

На вопрос о том, намеренно ли партия продвигает больше кандидатов-женщин, госпожа Авксентьева ответила, что доля женщин среди НЛ лишь подчеркивает общий тренд, партия же отдает предпочтение компетентным и инициативным кандидатам вне зависимости от их пола.

По мнению парламентария, увеличение представительства женщин в политике — мировая тенденция, не обошедшая и Россию.

В целом госпожа Авксентьева оценивает изменения уровня представленности женщин во власти позитивно и считает, что он и дальше будет расти. В перспективе это позволит властям «принимать более взвешенные решения в интересах людей». На уточняющие вопросы «Ъ» о том, с какими препятствиями в российской политике сталкиваются женщины и каков в этом плане ее собственный опыт, Сардана Авксентьева не ответила.

Фотогалерея

Женщины у руля

Смотреть

В отсутствие женской солидарности

Политолог Екатерина Курбангалеева утверждает, что исправить сложившуюся ситуацию можно только целенаправленной политикой — например, введением гендерных квот. Однако, по словам эксперта, следует не просто принимать практические меры, но и внедрять в общество новую «культурную и ценностную норму». Для этого государству нужно взять последовательный курс на достижение гендерного равенства.

Политолог Екатерина Курбангалеева

Фото: Александр Богачев, Коммерсантъ

Политконсультант Евгения Стулова отмечает, что в мировом сообществе отношение к квотированию полярное. Того же мнения придерживается генеральный директор ВЦИОМа, политолог и социолог Валерий Федоров. По его словам, опросы общественного мнения показывают, что идея квотирования не пользуется широкой поддержкой избирателей в случае России.

В противовес госпожа Стулова приводит в пример опыт Мексики. Он показал, что с введением квот многие женщины со временем всерьез занялись политической карьерой и собственным профессиональным развитием. Более продуктивным подходом госпожа Стулова считает прикладную помощь женщинам: обучение, повышение их квалификации, финансирование кампаний кандидаток. В качестве удачного примера такого метода Евгения Стулова приводит американский фонд EMILY’s List, помогающий женщинам продвигаться в политике.

Рассуждая о гендерном перекосе в российской политике, эксперт поясняет, что женщина редко воспринимается как «самостоятельная фигура» и с точки зрения общественного мнения легко оказывается записанной в дочери, жены или любовницы высокопоставленных лиц.

А сама женщина-политик, видя все ограничения, понимает, что для достижения успеха ей придется приложить значительно больше усилий, чем среднестатистическому политику-мужчине, рассуждает госпожа Стулова. Она также отмечает низкий уровень женской солидарности в стране, из-за чего женщины не голосуют на выборах за представительниц своего пола, поскольку не видят в них представителей своих интересов.

Политконсультант Евгения Стулова

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Политолог Екатерина Курбангалеева считает увеличение репрезентации женщин необходимым.

Эксперт также ссылается на исследования, которые показали связь между повышением представительства женщин в управляющих органах и увеличением бюджетных расходов на здравоохранение и социальную сферу.

Но, чтобы действительно изменить ситуацию, следует проводить целенаправленную государственную политику, говорит госпожа Курбангалеева: «Если хотим жить в государстве с человеческим лицом, надо работать над привлечением женщин в политику и госуправление».

Дарья Бурданова, Дана Боранукова, Евгений Федуненко

Вся лента