Барам подлили алкоголя
Чем заведения заменили спиртные напитки иностранных производителей
Санкции и уход иностранных дистрибуторов вынудили бары и пабы перекраивать свои алкогольные карты. В меню начали появляться крепкие напитки, которые производят российские компании или сами заведения. А пабы из-за отсутствия поставок ирландского и британского пива заменили 20-40% позиций. Какие концепции баров востребованы в период кризиса? И что предпринимают их владельцы, чтобы оставаться на плаву? Расскажет Лилия Галявиева.
С новыми вызовами столичные бары столкнулись почти сразу после начала военных действий на Украине. Сначала бренд Nemiroff аннулировал лицензию на производство водки в России. Дальше по цепочке отгружать алкоголь отказались британская Diageo, в чьем портфеле скотч Johnnie Walker и ликер Bacardi, и французский дистрибутор Pernod Ricard, которому принадлежат виски Jameson и водка Absolut.
В итоге за первое полугодие импорт крепкого алкоголя упал на 35%, подсчитал “Ъ”. Это будто не напугало модные питейные заведения, среди которых Yauza Place и ресторан-оранжерея «Радио», открывшиеся в этом году. В пятницу и субботу на некоторые диджей-сеты попасть туда можно только по билетам или за наличные. До февраля подобные вечеринки в барах часто спонсировали как раз крупные алкогольные бренды, отмечает ресторатор Александр Сысоев:
«Это всегда были места про атмосферу: напитки, довольно-таки хорошая вечерняя программа. Большинство западных брендов прекратило свою работу, а они были основными спонсорами таких событий — оплачивали технику, гонорары музыкантов, а бар являлся дополнительной прибылью. Сейчас экономика любого проекта немножко страдает. Платный вход — абсолютно здравая вещь».
Бары и рестораны, где запасы импортного алкоголя заканчиваются, предлагают близкие по качеству российские аналоги. Например, в нижегородском баре «Медные трубы» наливают крафтовый джин, а в петербургском проекте El Copitas — водку «Целовальник». И таких примеров немало, добавляет владелец сети «На вина!» Евгений Хитьков. По его словам, винам из США, Австралии и Евросоюза нашлись достойные альтернативы:
«Встречался с представителями водки Beluga. Много новых позиций — дижестивы, джины. Армянские коллеги делают джин, который собираются ввозить в Россию. Что касается вина, есть задержки, проблема с поставками, но по большому счету оно есть — его много. И мы просто одну натуралку заменяем другой. Подорожало на 10-30%».
Сложнее всего было адаптироваться барам, которые специализируются на британском и ирландском пенном напитке — пивовары этих регионов жестко отслеживают поставки, делится гендиректор пабов Harat's Pub Михаил Ежов. 40% оборота заведений приходилось на сорта, которые ушли из России, говорит он:
«Продавали около 13% российского национального объема Guinness — для нас это было серьезной потерей. Около квартала не могли найти замену. Сейчас Англии практически нет, Ирландии нет совсем. Заменяем немецкими сортами, бельгийскими. Harat's — не только пиво, но и атмосфера. Постоянники с нами, выгребаем последнюю баночную продукцию Guinness. Федеральной франшизой было предписано 12 обязательных сортов. Во втором квартале не смогли обеспечить — падали до восьми, сейчас все 12 на устойчивом снабжении».
Пятую часть пивной карты пришлось заменить в бельгийских кафе Kwakinn, и посетители теперь не могут заказать один из популярных сортов — Ламбик, говорит управляющая петербургской сети Татьяна Зубехина: «Какие-то сорта, как Leffe и Affligem, стали вариться в России. Есть фирмы, которые завезли новые, например, Ингейт и Карабус. Мы остались при импортном ассортименте бельгийского пива.
Конечно же, есть гости, ходившие за определенными сортами, которых сейчас нет в нашей пивной карте. Подорожание в районе 25-30% на все виды».
Об уходе из России еще в марте объявил пивной датский концерн Carlsberg. Тогда же голландская Heineken заявила, что готова продать свой бизнес в стране. На долю двух компаний приходилось 40% рынка пива.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".