Проливы поднимают тарифы
Отразится ли решение Анкары увеличить стоимость прохода по Босфору и Дарданеллам на стоимости товаров
Цена за проход судов через турецкие проливы вырастет в пять раз. Турция повышает тарифы впервые за почти 40 лет, пишут местные СМИ. Они подчеркивают, что решение властей законно и соответствует Конвенции Монтрё. В результате годовой доход страны увеличится на $200 млн. Сейчас Анкара зарабатывает на Босфоре и Дарданеллах $40 млн.
Как пятикратный рост тарифов повлияет на логистику и стоимость товаров? Глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров уверен, что Россия в меньшей степени, чем другие страны, пострадает от такого решения Анкары: «Сейчас, к сожалению, российские экспортеры сталкиваются с очень существенным повышением ставок фрахта в принципе. Это связано с увеличением рисков работы с Россией. По некоторым направлениям уже произошел и более существенный рост ставок на грузоперевозки, поэтому решение Турции не столь заметно.
Анкару в данном случае можно понять, у страны очень серьезный дефицит бюджета, гиперинфляция, и дополнительные валютные доходы, очевидно, что подобные меры необходимы и решение увеличить стоимость прохода через Босфор и Дарданеллы выглядит давно ожидаемым.
В стоимости товаров это относительно невысокая доля, ведь даже с точки зрения экспортной продукции решение Турции существенного влияния не окажет. Просто, к сожалению, российские компании и так сейчас очень сильно переплачивают за все логистические решения».
С февраля цены на поставки товаров из Китая и Турции выросли вдвое, пишет Коммерсант. Такую тенденцию участники рынка связывают с уходом из России мировых логистических компаний, а также с растущим спросом на эти направления. Все это неизбежно повлияет на конечную цену товаров.
Однако вскоре затраты на логистику, вероятно, начнут снижаться, предполагает гендиректор компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим: «С точки зрения поставок обычных товаров, я не имею в виду углеводороды, некоторые судовладельцы уже определились, некоторые продали свои суда, а некоторые находятся в процессе продажи. При этом рынок балкеров сейчас находится на максимальной позиции за многие годы.
С 2019 года стоимость данной разновидности сухогруза возросла в три раза. Поэтому, скорее всего, в 2023 году нас ожидает падение и ставок фрахта, и стоимости балкеров, может быть, даже в два раза. Поэтому не думаю, что с точки зрения сухогрузных перевозок, ситуация будет улучшаться.
Что касается стоимости фрахта, то она более благоприятна для грузовладельца. Это связано с конкуренцией и с тем, что грузооборот все равно есть, его нужно обслуживать. Рост ставок фрахта, например, на балкеры не был связан с геополитическими событиями — это явление мировой торговли, которое имеет цикличный характер.
Известные события просто добавили панические настроения и чуть-чуть подогрели ставки фрахта, когда они и так уже были на достаточно высоком уровне. Поэтому, думаю, сейчас мы наблюдаем пик, а к концу 2022 года пиковое значение будет уже пройдено, и ставки фрахта по балкерному флоту будут снижаться».
Собеседники “Ъ FM” предполагают, что решение Турции повысить тарифы за проход через свои проливы увеличит логистические затраты максимум на 1%.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".