ОМОН спешил к физику год
Сооснователя «Диссернета» обвинили в переводе тысячи рублей запрещенным структурам Алексея Навального
Басманный суд назначил сооснователю «Диссернета» физику Андрею Заякину запрет определенных действий в рамках уголовного дела по ч. 1 ст. 282.3 УК (финансирование экстремистской деятельности). Андрею Заякину вменяется в вину прошлогодний перевод на сумму 1 тыс. руб. в пользу Фонда борьбы с коррупцией (ФБК; внесен в реестр НКО-иноагентов и признан экстремистской организацией, деятельность которой в России запрещена; ликвидирован), осуществленный на следующий день после вступления в силу судебного решения о признании организации экстремистской. Физику может грозить лишение свободы сроком до восьми лет.
Сооснователь проекта «Диссернет» ученый-физик Андрей Заякин, сотрудничающий с «Новой газетой», был задержан в Москве. Как сообщил «Ъ» его адвокат Михаил Бирюков, в воскресенье к господину Заякину пришли с обыском, а после отвезли в Следственный комитет России (СКР), где допросили в качестве подозреваемого и обвиняемого. «Задержание Андрея Заякина сопровождалось целым цирковым представлением,— говорится на сайте "Диссернета".— ОМОН устроил "штурм" его квартиры с высадкой десанта на балконе второго этажа — при одновременной "атаке" с лестничной клетки, с выбитыми окнами и дверьми квартиры. Изъята вся компьютерная техника, телефоны, диски и прочее. Андрей был подвергнут многочасовому допросу и провел ночь в изоляторе».
Физику вменяют в вину финансирование экстремистской деятельности — ч. 1 ст. 282.3 УК, по которой ему может грозить до восьми лет лишения свободы. Как пояснил господин Бирюков, речь идет о переводе 1 тыс. руб. ФБК 5 августа 2021 года — на следующий день после того, как вступило в силу решение о признании организации экстремистской с запрещением ее деятельности.
Андрей Заякин — сооснователь сообщества «Диссернет», которое занимается поиском плагиата и других нарушений в научных работах. Среди прочего участники сообщества добивались лишения степени доктора исторических наук экс-министра культуры Владимира Мединского. Андрей Заякин сотрудничает с «Новой газетой», где пишет о проблемах в науке и академической среде, а также занимается data-аналитикой.
В понедельник следствие попросило суд избрать ученому меру пресечения в виде запрета определенных действий до 8 октября 2022 года. Ближе к вечеру Басманный суд удовлетворил ходатайство. Теперь физику не разрешается выходить за пределы жилого помещения с 20:00 до 8:00, общаться со свидетелями по делу, отправлять и получать почту, пользоваться интернетом.
По словам адвоката, дело в отношении Андрея Заякина возбудили 8 августа 2022 года в Главном следственном управлении СКР. Сам физик про это, по словам Михаила Бирюкова, не знал.
На вопрос «Ъ», был ли это разовый платеж или регулярный, который списался автоматически в силу настройки, Михаил Бирюков ответил, что не спрашивал об этом своего подзащитного.
«Пока у нас нет позиции, это было все неожиданностью для него и для меня,— заявил он “Ъ”.— Я связываю это с его общественной деятельностью в первую очередь. Сегодня задержали Леонида Гозмана (признан СМИ-иноагентом; ему вменяется в вину ст. 13.48 КоАП о публичном отождествлении СССР с нацистской Германией.— “Ъ”), до этого — Евгения Ройзмана (обвиняется в дискредитации вооруженных сил по ч. 1 ст. 280.3 УК РФ.— “Ъ”). Пошла новая волна возбуждения административных и уголовных дел в отношении наиболее ярких общественных деятелей и политиков». По словам адвоката, кроме Андрея Заякина в материалах дела фигурирует еще несколько фамилий.
Юридически нет ничего странного в том, что против Андрея Заякина возбудили дело спустя год после пожертвования, поскольку срок давности по инкриминируемой статье, которая относится к тяжким преступлениям,— десять лет, напоминает правозащитница Анастасия Буракова: «Но на момент перевода решение суда о ликвидации ФБК и признании этой организации экстремистской еще не вступило в силу, и, конечно, абсурдность вмененного деяния и политически мотивированный характер преследования очевидны».
Правозащитники отмечают, что о первом аналогичном уголовном деле им стало известно 15 августа, и не исключают предъявления серии таких обвинений.
Адвокат «Первого отдела» Валерия Ветошкина (включена в реестр иноагентов) также не находит странным, что дело было возбуждено через год: «Я думаю, что у силовиков много припасено разного рода уголовных дел, которые можно в любой момент достать из кармана». Она напоминает, что в ФБК еще до вступления решения в силу изменили платежную систему таким образом, чтобы платежи пользователей были максимально анонимными. Впрочем, Михаил Бирюков заявил, что доказательством перевода послужила выписка со счета Андрея Заякина в Сбербанке.