Двенадцать разгневанных мужчин в форме
Вынесен приговор полицейским за отказ разгонять митинг в Ингушетии
Железноводский городской суд признал 12 бывших сотрудников патрульно-постовой службы (ППС) МВД Ингушетии виновными в неисполнении приказа. Весной 2019 года они отказались разгонять участников несанкционированных протестных акций против соглашения об административной границе между Чечней и Ингушетией. На процессе подсудимые не признали вину, а также отказались от последнего слова. Обвинение добивалось для них реального лишения свободы, но суд назначил каждому по полтора года условно.
В августе 2019 года Главное следственное управление Следственного комитета России по СКФО возбудило дело в отношении Умалата Белхороева, Вахи Гандалоева, Бексултана Даурбекова, Исы Евлоева, Ибрагима Карахоева, Беслана Сайнароева, Тимерлана Толдиева, Темирлана Умарова, Беслана Хамхоева, Тимура Хамчиева, Исмаила Цечоева и Рамазана Экажева. Уже уволенным к тому моменту полицейским было предъявлено обвинение по статье «умышленное неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке, совершенное группой лиц» (ч. 2 ст. 286.1 УК РФ).
Напомним, в сентябре 2018 года тогдашний глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Чечни Рамзан Кадыров подписали соглашение об административной границе между республиками. Это решение вызвало в Ингушетии массовые протесты: в октябре недовольные 12 дней проводили круглосуточный митинг у здания парламента. В марте 2019 года протесты возобновились. 26 марта около 10 тыс. человек вышли к зданию телерадиокомпании «Ингушетия» в Магасе на разрешенный митинг — против соглашения и за отставку господина Евкурова. Ночью на площади остались несколько тысяч человек, которые объявили бессрочный протест. Сотрудники Росгвардии, направленные в республику из других регионов, пытались вытеснить митингующих с площади. В какой-то момент сотрудники ингушского МВД встали шеренгой между другими силовиками и митингующими.
Согласно обвинительному заключению, экс-полицейские отказались выполнять приказ начальства пресекать действия участников несанкционированного митинга и тем самым «способствовали наступлению тяжких последствий».
Тяжкими последствиями следствие посчитало увечья различной степени тяжести, которые в ходе столкновения с митингующими получили командированные в республику росгвардейцы.
По мнению следствия, действия сотрудников ППС были также связаны с их враждебным отношением к тогдашнему главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову. Обвинение посчитало вину экс-полицейских полностью доказанной и потребовало для каждого по два года шесть месяцев в колонии общего режима.
По мнению защиты, обвиняемые полностью выполнили задачу, поставленную руководством: никто из митингующих не вышел за оцепление. Своими действиями сотрудники ингушского ППС, наоборот, помогли добиться ухода людей с площади. А трое обвиняемых вообще были сняты с оцепления своим непосредственным начальником, то есть фактически не могли нарушить какой-либо приказ. Никто из обвиняемых своей вины не признал; все двенадцать экс-полицейских отказались от последнего слова.
В результате суд признал всех обвиняемых виновными, уточнив, что их преступление было совершено «по мотивам политической вражды или ненависти к органам республиканской власти».
Каждый обвиняемый получил один год шесть месяцев лишения свободы условно.
Ранее дело еще одного экс-полицейского, Магомеда Долгиева, было выделено в отдельное производство. В ноябре 2021 года Пятигорский горсуд признал его виновным, исключив из приговора мотив политической ненависти и вражды, и приговорил к тем же полутора годам условно. Прокуратура обжаловала это решение, и дело было направлено на новое рассмотрение.