Презервативы теряют в спросе
С чем связана смена предпочтений россиян
Россияне стали реже покупать презервативы. Спрос на такие средства контрацепции с начала года снизился в натуральном выражении примерно на 16,5% в аптеках и более чем на 6% — в торговых сетях. Такие данные приводят аналитики компаний DSM Group и NielsenIQ. При этом в аптеках растут продажи альтернативных средств контрацепции. Также россияне стали чаще покупать презервативы на маркетплейсах.
Причина — в стремлении граждан экономить на фоне падения доходов, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк: «В крупных сетях, как правило, осуществляются продажи качественной продукции среднего и высокого ценового сегментов. Есть еще сегмент низкокачественных и дешевых презервативов, которые продаются в очень небольших магазинчиках. По такому сегменту падения нет.
Все это характеризует то, что покупательная способность, предпочтения населения сейчас изменяются. Дело в том, что маркетплейсы растут сами по себе. Говорить о взрывном спросе на презервативы, который компенсирует падение продаж других ритейлеров, частично можно, но не на 100%».
Кроме того, аналитики связали смену предпочтений россиян с возможным спадом сексуальной активности. С этой точкой зрения согласна и совладелица сети магазинов «Презервативная» Есения Шамонина: «Вполне возможно, что те люди, которые состояли в длительных отношениях и пользовались презервативами, решили совсем от них отказаться и перейти на более дешевые средства контрацепции.
Противозачаточное кольцо или набор таблеток будет стоить 1-1,5 тыс. руб., столько же стоят несколько пачек презервативов. У нас же еще есть магазин для взрослых. Мы, действительно, заметили, что народа стало меньше. Непонятно, это связано с падением доходов населения, которое тратит деньги на более важные вещи — например, на еду, либо, действительно, в жизни стало меньше радости, меньше желания заниматься сексом.
Вероятно, переход покупателей на маркетплейсы связан с удобством — можно заказывать все там и не ходить в аптеки».
Сильнее всего спрос упал на дорогие презервативы. В дешевом сегменте продажи даже выросли, говорит заместитель гендиректора сети «Советские аптеки» Михаил Терехин. На это мог повлиять и сезонный фактор, как правило, летом россияне покупают средства контрацепции реже.
«Я не скажу, что в целом категория упала. Премиум-сегмент сократился, но чуть повысился эконом-сегмент. Поменялись приоритеты, люди экономят деньги. Оригинальный рынок в принципе падает, категория лекарств тоже переходит в дженериковую форму. Надеемся, что во второй половине сентября спрос вырастет»,— говорит Терехин.
По расчетам DSM Group, продажи презервативов в аптеках в этом году падали каждый месяц за исключением марта — тогда на фармацевтическом рынке в целом наблюдался ажиотажный спрос. При этом уже в апреле россияне купили на 30% меньше таких средств контрацепции по сравнению с прошлым годом.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".