COVID-19 сказался на чтении и арифметике

Пандемия ухудшила показатели тестирования американских школьников

О том, что пандемия и связанное с ней закрытие школ негативно сказываются на качестве образования, пишут с первых локдаунов. Американское общенациональное тестирование девятилетних детей по математике и чтению еще раз это продемонстрировало. Результаты участников заметно ухудшились. Пандемия усилила и неравенство — показатели школьников из семей с низким доходом и социальным статусом падают сильнее.

Фото: Paul Sancya / AP

В США результаты школьного тестирования по математике среди девятилетних детей впервые ухудшились. Эти данные представила американская организация «Национальная оценка прогресса в образовании» (NAEP), которая проводит тестирования с начала 1970-х годов. Показатели по чтению в этом году также продемонстрировали самое сильное снижение более чем за 30 лет.

Эксперты объясняют ухудшение показателей воздействием пандемии COVID-19 и временным переходом на дистанционное обучение.

В тестировании приняли участие около 15 тыс. школьников из разных штатов. Их результаты сравнили с итогами теста, проведенного в начале 2020 года, то есть до пандемии. NAEP уже несколько десятилетий проводит общенациональные тесты для детей в возрасте 9 лет, которые учатся в третьем или четвертом классе. В этом году дети набрали в среднем 234 балла по математике (против 241 в 2020-м и 219 в 1973-м) и 210 баллов по чтению (215 в 2020-м и 208 в 1971-м).

Результаты ухудшились у школьников из всех социальных, расовых и др. групп. Однако сильнее всего упали показатели у школьников с и без того плохой успеваемостью. Если у 10% учеников с лучшими результатами по математике показатели снизились в среднем всего на 3 балла, то у ребят из нижних 10% — в среднем на 12 баллов. Показатели чернокожих школьников ухудшились в среднем на 13 баллов, в то время как белых — на 5 баллов.

Проводившиеся ранее исследования также свидетельствовали о том, что переход на дистанционное обучение сильнее всего бьет по школьникам из семей с низким доходом и социальным статусом.

По словам Эндрю Хо, профессора педагогики из Гарвардского университета, занимающегося такими тестированиями, результаты и по чтению, и по математике раньше улучшались, но в последнее десятилетие оставались неизменными. Кроме того, это было «десятилетие неравенства», когда лучшие и худшие результаты расходились все сильнее. Как отмечает господин Хо, шок от пандемии «стер прогресс и обострил неравенство», так что теперь образовательной сфере предстоит много работы. Он оценивает потерю одного балла в тестировании примерно в три недели занятий по предмету.

По мнению экспертов, успеваемость учеников в средней и старшей школе может ухудшиться. «Результаты школьников в тестах, даже в первом, втором и третьем классах, действительно помогают прогнозировать их дальнейшие успехи в школе и их образовательные траектории в целом. Самая большая причина для беспокойства — худшие результаты детей с худшей успеваемостью»,— отмечает Сюзанна Леб, директор Института Анненберга при Брауновском университете (штат Род-Айленд), занимающегося вопросами неравенства в образовании. По ее мнению, повышается вероятность того, что такие дети не окончат старшую школу и не смогут поступить в университет.

В начале 2021 года германский Институт экономических исследований (IFO) попытался подсчитать, какой негативный экономический эффект могут иметь для Германии временное закрытие школ и перевод школьников на дистанционное обучение. В IFO подсчитали, что 18 недель закрытия школ — 12 недель весной 2020 года и 6 недель в 2021-м — могут стоить германской экономике €3,3 трлн до конца XXI века. Причем эксперты института также отмечали, что у школьников из неблагополучных семей показатели ухудшаются сильнее.

В Нидерландах подсчитали, что закрытие школ на восемь недель в 2020 году привело к тому, что на выпускных экзаменах школьники показали недостаточные знания, равноценные потере 20% учебного года, то есть тех самых восьми недель. Как следует из опубликованного в прошлом году доклада благотворительной организации Save the Children, дети из бедных стран в пандемию пропустили на 66% больше школьных дней, чем их сверстники в более богатых странах. Во многих бедных государствах дети потеряли в общей сложности около 20% от всего времени обучения в школе.

По расчетам специалистов Всемирного банка, нынешние учащиеся могут недосчитаться $1,4 тыс. годового дохода, или $25 тыс. за всю жизнь, а в мировом выражении пятимесячный школьный локдаун приведет к общему снижению доходов на $10 трлн.

Яна Рождественская

Вся лента