«Упаковка активов в закрытый ПИФ — идеальное решение по их защите»

Руководители компании ООО «Рыночный спецдепозитарий» Игорь Шведов и Татьяна Увакина о юридической защите бизнес-активов

До недавнего времени одной из мер по обеспечению конфиденциальности и надежности владения бизнесом среди российских предпринимателей было использование офшорных схем. Ситуация изменилась не в лучшую для бизнеса сторону. О том, с помощью каких инструментов предприниматели РФ могут защитить свой бизнес, в интервью рассказали генеральный директор ООО «Рыночный спецдепозитарий» Игорь Шведов и директор московского филиала—замгендиректора ООО «Рыночный спецдепозитарий» Татьяна Увакина.

Генеральный директор ООО «Рыночный спецдепозитарий» Игорь Шведов

Фото: ООО «Рыночный спецдепозитарий»

—Экономические санкции и возможные блокировки российских активов со стороны западных властей заставляют бизнесменов искать альтернативные решения по сохранению своих активов. Какие юридические инструменты могут стать выходом в этой ситуации?

—Игорь Шведов: Сегодня власти западных государств ищут способы заморозки активов россиян вплоть до попыток их изъятия и реализации. На наш взгляд, эти попытки идут вразрез с принципом неприкосновенности частного права. В этих условиях возросла потребность в эффективных защитных решениях, которые максимально усложняют выявление конечного бенефициара актива с целью применения к нему недружественных действий и ограничений.

Наилучшим решением в этой ситуации является перевод активов в российскую юрисдикцию. В действующем законодательстве РФ имеются инструменты, которые помогают закрыть сведения о владении бизнесом. Наиболее интересными являются СФО (специализированные финансовые организации) и закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы).

Каждый из указанных инструментов имеет свои плюсы и минусы, однако применение СФО обладает существенным недостатком — затруднены процедуры управления бизнесом и вывода дивидендов. По нашему мнению, фонды — наиболее интересный инструмент. Он позволяет бенефициару осуществлять привычные функции по управлению бизнесом, его реструктуризации и получению доходов, а также предоставляет возможность легальной оптимизации по налогу на прибыль.

—Насколько сегодня в России развит рынок по предложению услуг структурирования бизнеса? Велика ли конкуренция?

Директор московского филиала—замгендиректора ООО «Рыночный спецдепозитарий» Татьяна Увакина

Фото: ООО «Рыночный спецдепозитарий»

—Татьяна Увакина: Интерес именно к фондам за последние несколько лет вырос примерно в полтора раза, а суммарная стоимость активов, упакованных в фонды, составила сумму порядка 7 трлн рублей. Рынок услуг по созданию ЗПИФов очень узкий, поскольку для этого требуются высочайшая квалификация и огромный опыт для предоставления клиенту услуги полного цикла — от создания модели фонда до ее воплощения и сопровождения при постоянном контроле над активами, «загруженными» в фонд.

По нашему мнению, консалтинговые и управляющие компании фондов не могут обеспечить необходимый уровень комплексного предложения. Во-первых, консалтинговые компании зачастую ограничиваются предложением моделей корпоративного управления, в которых задействованы фонды, однако регистрация и обслуживание фондов, а также контроль за «работой» активов фонда не их бизнес в силу закрытости для них информации о сделках с активами фонда. Во-вторых, управляющие компании широко предлагают услуги по созданию фондов и организации доверительного управления имуществом, однако они не смогут предложить клиенту услугу по контролю за активами фонда, поскольку они сами как раз и обеспечивают заключение сделок с этими активами.

—Каков портрет идеального провайдера такой услуги?

— Т. У.: Наиболее органично в этой роли выглядит специализированный депозитарий, созданный при крупном банке, имеющий опыт работы с фондами, обладающий большой финансовой устойчивостью за счет синергии с банком. Специализированный депозитарий по закону выполняет функции хранителя имущества фонда, контролера законности всех сделок с имуществом фонда, а также ведет реестр владельцев паев фонда.

Такой специализированный депозитарий может стать консультантом по созданию фонда и может предложить клиенту уникальную персонифицированную комплексную услугу, в частности контроль за действиями управляющей компании и сохранение возможности возврата инвестору имущества, загруженного в фонд. Такими компетенциями сегодня в России обладают порядка десяти крупнейших компаний, в число которых входит и «Рыночный спецдепозитарий».

—Чем интересны именно закрытые ПИФы? В чем особенность их конструкции?

—Т. У.: Фонд является универсальным инструментом, надежно закрывающим от третьих лиц информацию о владельце бизнеса или имущества. В то же время он оставляет владельцу привычный уровень управления бизнесом, а также гибкость при получении доходов от бизнеса или имущества.

Например, после передачи в состав фонда активов они юридически перестают быть собственностью владельца и переходят в состав имущественного комплекса фонда, а для внешнего периметра владельцем объекта становится фонд. С этого момента по законам РФ разглашение информации о владении запрещено.

Факт появления в государственных реестрах в качестве титульного владельца актива нового лица — управляющей компании — не должен тревожить реального владельца бизнеса, а теперь пайщика, поскольку действующее законодательство позволяет владельцу паев фонда осуществлять привычные функции управления активом и контролировать эффективность его работы. Конструирование оптимальной структуры органов управления фондом — одна из задач нашего спецдепозитария.

—Насколько в этом случае владелец может быть уверен в безопасности своих активов с точки зрения защиты от рейдерского захвата предприятия?

—И. Ш.: При упаковке актива в фонд акции или доли предприятия передаются в состав имущественного комплекса фонда, а фонд выпускает паи, стоимость которых эквивалентна стоимости переданного в фонд имущества. Паи размещаются среди пайщиков пропорционально стоимости имущества, внесенного ими в фонд. Акции и доли упакованного в фонд актива переходят в состав имущества фонда, в результате чего доступ к ним как пайщиков, так и третьих лиц прекращается. Поэтому рейдерский захват через скупку акций или долей с последующей сменой собственника предприятия становится невозможным. Следовательно, упаковка активов в фонд.

Интервью записал Константин Анохин

Материал предоставлен: ООО «Рыночный Спецдепозитарий»

Реклама

Вся лента