Отрицательный рост
Увеличение числа самозанятых в Петербурге может говорить о сокращении издержек бизнеса
Вчера Смольный сообщил о высоком росте числа самозанятых в городе. За первое полугодие 2022 года количество петербуржцев, выбравших налог на предпринимательский доход (НПД), выросло на 80 тыс. человек и составило 351 тыс. Однако эксперты связывают рост таких налогоплательщиков со сложной экономической обстановкой и экономией работодателя на соцпакете сотрудников.
Заседание городского правительства отметилось подведением итогов выполнения Указа Президента о национальных целях развития. В Смольном назвали главные достижения города за 2021 год и первое полугодие 2022 года. Так, в правительстве отметили количество зарегистрированных в Петербурге самозанятых, которое к сентябрю 2022 года достигло 351 тыс. человек. Данные приводились как достижения в рамках национальной программы «Малое и среднее предпринимательство».
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сейчас в городе зарегистрировано 351 тыс. самозанятых, что составляет около 7% от общего числа таких налогоплательщиков в стране. В России 6 июля этого года был перейден рубеж в 5 млн человек, выбравших режим НПД.
По данным «Центра поддержки самозанятых», 1 января 2022 года ФНС насчитывала 271,9 тыс. петербуржцев с самозанятостью. Пресс-служба Смольного отмечает, что по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» город идет с опережением, что особенно хорошо видно в цифрах. Так, на начало 2020 года в городе было зарегистрировано 107,2 тыс. самозанятых, за первый квартал 2021 года, по данным ФНС России, количество зарегистрированных самозанятых в Петербурге составило 143,7 тыс. человек, в январе 2022 года налоговая служба насчитывала 271,9 тыс. петербуржцев, выбравших НПД. На июнь 2022 года за все время функционирования НПД самозанятые в стране зарегистрировали совокупные доходы на сумму 1,1 трлн рублей и уплатили налоги на 40 млрд рублей. Таким образом, общий ежедневный доход данной категории налогоплательщиков в РФ в среднем составил более 2 млрд рублей.
Федеральный закон о самозанятости был принят 27 ноября 2018 года и до конца 2028 года будет находиться в процессе апробации. Согласно закону, самозанятый отчисляет специальный налог на профессиональный доход, но при этом не платит подоходный налог или налог на прибыль. Для самозанятых предусмотрена облегченная система налогообложения и низкая налоговая ставка: 4% или 6% дохода в зависимости от того, с физическим или юридическим лицом ведутся дела. Пользоваться данным режимом налогообложения можно при условии, что ежегодный доход не превышает 2,4 млн рублей.
Руководитель пресс-службы ресурса по поиску персонала hh.ru по Северо-Западу Мария Бузунова сообщила «Ъ-СПб», что с января по начало сентября 2022 года работодатели Петербурга разместили более 6,5 тыс. вакансий для самозанятых. Это на 101% больше, чем в том же периоде 2021 года, а также в 17 раз больше, чем в 2020 году.
По данным сервиса, наибольший спрос на самозанятых сейчас демонстрируют петербургские компании из сферы транспорта, логистики и доставки грузов (более 1,5 тыс. вакансий, что на 153% больше, чем в 2021 году). Высока доля вакансий для самозанятых от компаний из области продаж и ритейла (более 1,4 тыс. вакансий, что на 65% больше, чем в 2021 году). Также держат спрос на самозанятых работодатели из сферы маркетинга, рекламы и пиара (более 1,3 тыс. рабочих мест с начала года и 57% прироста вакансий). В области административного персонала работодатели также активно ищут варианты сотрудничества с самозанятыми (порядка 1,1 тыс. вакансий и +134% прироста год к году). Многие вакансии по рабочим профессиям (слесарь, наладчик, сантехник, монтажник, плиточник и т. п.) также предусматривают вариант самозанятости — более тысячи вакансий с начала года в Петербурге, что на 91% больше, чем в 2021 году.
Компания проводила опрос среди россиян и выяснила: почти половина соискателей посчитали минусом то, что за работу не начисляется рабочий стаж и пенсия, а также то, что у самозанятых нет пособий на случай болезни или ухода в декрет. Кроме того, минусом назвали необходимость платить налог ежемесячно.
Эксперты связывают рост числа самозанятых со сложной экономической обстановкой. Член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева пояснила «Ъ-СПб», что первая причина популярности режима самозанятости кроется в возможности снижения сумм налогов, которые уплачивает работодатель за работника. «Фундаментально на рынке труда регистрация в качестве самозанятого не очень привлекательна для многих граждан в связи с отсутствием социальных гарантий: пенсии, отпусков и больничных. Однако на фоне непростой экономической ситуации популярность такого режима возрастает ввиду его простоты и снижения издержек»,— уверена она.
Госпожа Авдеева уточнила, что самозанятость предполагает проектную работу, ориентированную на конкретный результат. Официальное трудоустройство эквивалентно долгосрочному сотрудничеству в рамках строго регламентированной трудовой дисциплины. Крупный бизнес тяготеет к классическим нормативно-правовым режимам, так как они гарантируют работодателю стабильность и устойчивое развитие. Наем самозанятых более популярен в малом и микробизнесе, так как он более чувствителен к кризисным проявлениям глобальной экономики и нуждается в возможностях для маневра. Однако возможны исключения и с одной и с другой стороны, считает Екатерина Авдеева.
Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров сообщил, что самозанятость стала эффективным инструментом для обеления серых зон. То есть бизнес, который мог уйти от оплаты налогов или как-то скрыть часть доходов через НДП, смог легализоваться, что дает бюджету дополнительные налоговые поступления. С другой стороны, злоупотребление самозанятостью и прием таких людей на штатные должности может привлечь нежелательное внимание налоговой.
«Что касается ситуации с наймом самозанятых на штатные должности, я бы не говорил, что это сверхраспространенная практика. Потому что, с одной стороны, достаточно внимательно к этому может отнестись налоговая, с другой — есть определенные ограничения. В то же время сейчас надо понимать, что российские компании находятся под большим давлением и в условиях высокого уровня неопределенности. Поэтому для развития каких-то новых проектов, направлений, с точки зрения моментов реализации пилотных или стартап-проектов — вариант работы с самозанятыми выглядит привлекательно и понятно, так как позволяет более эффективно контролировать затраты»,— пояснил господин Бурмистров.