«Это были эмоции»

Украинские морпехи объяснили пытки военнопленного большими потерями и отступлением

Как стало известно «Ъ», Главное следственное управление (ГСУ) СКР завершило расследование уголовного дела в отношении еще двух бойцов 36-й бригады морской пехоты вооруженных сил Украины, которые пытали прапорщика из ДНР, пытавшегося вывезти из зоны боевых действий в Мариуполе своих родителей. Задержанного, согласно показаниям морпехов, били бейсбольной битой по телу и руками по ушам, имитируя удары взрывной волны от выстрелов артиллерии, в которой он служил. Впоследствии мужчину пытались казнить, используя армейский штык-нож,— получив с десяток ранений, в том числе головы, он стал инвалидом.

Согласно материалам уголовного дела, находившегося в производстве у сотрудников СКР, прапорщика, служившего в подразделении самоходной артиллерии народной милиции ДНР, украинские морпехи задержали в конце марта—начале апреля. Военный, оставив службу, на машине приехал в родной Мариуполь, чтобы забрать оттуда своих родителей. Однако вскоре после встречи с ними во дворе полуразрушенного дома, прапорщик, одетый в российскую форму и имевший белые ленты на ноге и руке, попал в плен к противнику. Морпехи доставили его в свое расположение и с пристрастием допросили.

Пока военный не сообщил, что служит в самоходной артиллерии, ему не связывали руки, давали пить и курить. Однако потом, согласно показаниям участников акции Сергея Кривцуна (позывной Седой) и Николая Матушанского (Енот), старшине артдивизиона замотали руки скотчем и начали бить его руками по ушам. Как выразился один из морпехов, это делалось, чтобы пленный «почувствовал, что такое взрывы крупнокалиберных снарядов». Когда из ушей пошла кровь, участники экзекуции взяли деревянную бейсбольную биту. Ею, согласно показаниям Седого и Енота, прапорщика били по спине и бедрам.

«Каждый удар за удар по нашим»,— отмечали на допросе в СКР подследственные.

По их словам, у пленного пытались выяснить, чем вооружены артиллеристы ДНР и какие задачи стоят перед ними, а также уточнить цель визита прапорщика в Мариуполь. Даже когда удалось найти его родителей и подтвердить, что военный, ушедший чуть ли не в самоволку, приезжал за ними, участники акции не успокоились. «Это были эмоции, мы отступали и несли большие потери»,— объяснил один из подследственных — Николай Матушанский. Ролик с признаниями был опубликован в Telegram-канале. Эти и другие морпехи, напомним, попали в окружение в Мариуполе и были вынуждены сдаться российским войскам.

Всем им в СКР предъявили обвинения в совершении преступления, предусмотренного ст. 356 УК (применение запрещенных средств и методов войны). Под суд военные пойдут после утверждения обвинения прокуратурой ДНР вместе с другим морпехом — Дмитрием Евганом, известным как Саид. Последний, по версии следствия, пытался убить пленного, используя для этого армейский штык-нож. Из-за полученных ранений, в том числе головы, прапорщик стал инвалидом первой группы. Инвалидность получил и пытавший его Дмитрий Евган — ему ампутировали раненную в бою руку.

Прапорщик из ДНР и Дмитрий Евган (справа)

Фото: оперативная съёмка

На очной ставке с потерпевшим (ее видеозапись показали практически все ведущие СМИ) морпех полностью признал свою вину и принес жертве свои извинения. «Я гнида последняя, извиняюсь за свой зверский поступок»,— сказал, в частности, Евган.

Отметим, что двое других фигурантов этого дела свою вину признали частично, но дали показания друг на друга. Показания, отметили их российские адвокаты Игорь Вагин и Дмитрий Ершов, подследственные давали добровольно, согласившись на предложение следователя говорить на русском языке. Перед потерпевшим, они, правда, не извинялись, говоря, что прапорщик пострадал не больше других пленных.

Николай Сергеев

Вся лента