Омичи поторопились с выбором
На выборах депутатов горсовета досрочно проголосовало 3,5% избирателей
За несколько дней до 11 сентября более 30 тыс. (3,5%) избирателей Омска уже сделали свой выбор, проголосовав за кандидатов в депутаты горсовета. Это более половины от всех досрочно проголосовавших в РФ на выборах депутатов парламентов региональных столиц. Масштаб досрочного волеизъявления вызвал критику со стороны оппозиционных партий, представители которых заявили об использовании административного ресурса в пользу «Единой России».
Досрочное голосование на выборах депутатов омского горсовета завершится в Омске 10 сентября в 14:00. Вечером 6 сентября завершилось досрочное голосование в помещениях территориальных избирательных комиссий (ТИК), а с 7 сентября горожане могут отдать свои голоса за кандидатов уже в участковых избирательных комиссиях. Как сообщили „Ъ-Сибирь“ в избиркоме Омской области, в досрочном голосовании в ТИК приняло участие 3,5% зарегистрированных избирателей. Согласно ГАС «Выборы», в Омске 873,9 тыс. избирателей. Таким образом, досрочно проголосовало около 30,5 тыс. человек. Это больше, чем на аналогичных выборах в 2017 году, когда данный показатель составил 2,55%. Пять лет назад проголосовало в общей сложности около 195 тыс. омичей.
В этом году выборы в омский горсовет впервые пройдут по новой системе. Все 40 депутатов будут избраны в одномандатных округах. Всего зарегистрировано 230 кандидатов (225 от партий и пять самовыдвиженцев). Помимо пяти парламентских партий, кандидатов выдвинули «Коммунисты России», Российская партия пенсионеров за социальную справедливость и Партия роста. В нынешнем составе горсовета у фракции «Единой России» — 25 мест, у КПРФ — восемь, по два мандата — у ЛДПР и «Справедливой России — Патриоты — За правду», один — у «Коммунистов России».
По данным председателя ЦИК Эллы Памфиловой, на 5 сентября на выборах депутатов парламентов региональных столиц досрочно проголосовали 58,9 тыс. (3,25%) избирателей. То есть на Омск приходится более половины. Госпожа Памфилова не прокомментировала эту цифру, но пять лет назад, когда в Барнауле досрочно проголосовало 2,81% горожан, она отмечала: «Мы с вами всегда на что обращали внимание: если больше 1%, то это должно вызывать настороженность, пристальное внимание должно вызывать».
Проголосовать досрочно можно, если 11 сентября 2022 года избиратель не сможет «посетить помещение для голосования избирательного участка по месту своей постоянной регистрации по уважительной причине». К таким причинам отнесены отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, уход за нетрудоспособным родственником и др. Она должна быть указана в поданном избирателем заявлении.
В Омске еще 31 августа, когда стартовало досрочное голосование, у помещений ТИК можно было увидеть внушительные очереди. Такая активность избирателей вызвала резкую критику ряда оппозиционных партий, заявивших о масштабном использовании административного ресурса.
«По поступившей информации сотрудникам бюджетных учреждений Омска под угрозой увольнения дана установка прибыть в помещение ТИК в 9:00 31 августа 2022 года. В назначенное время у зданий, где расположены территориальные избирательные комиссии, были очереди не менее 150 метров. Многих сотрудников бюджетных учреждений организованно подвозили к месту голосования на автобусах»,— говорится в обращении регионального отделения (РО) КПРФ на имя председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой (копия есть в распоряжении „Ъ-Сибирь“). Кроме того, КПРФ обратилась в ТИК по Ленинскому административному округу, которая занимается организацией выборов в горсовет, и Генпрокуратуру.
ТИК по Ленинскому административному округу 6 сентября направила уполномоченному РО КПРФ ответ на обращение, касающееся хода досрочного голосования (копия есть в распоряжении „Ъ-Сибирь“). «Обращения направлены начальнику управления МВД России по Омску для проверки и принятия мер»,— говорится в ответе ТИК.
«Само досрочное голосование — это нормально, но то, как это происходит у нас, когда сгоняются бюджетники, — это отвратительно»,— сказал „Ъ-Сибирь“ первый секретарь омского обкома «Коммунистов России» Владимир Казанин.
Он уверяет, что у партии есть данные о том, что «многие из пришедших в ТИК голосовали за „Коммунистов России“, но потом выяснится, что все голосовали за „Единую Россию“». Впрочем, по словам господина Казанина, с жалобами «Коммунисты России» никуда не обращались. В РО ЛДПР ситуацию не стали комментировать.
Ситуация в Омске значительно отличается от обстановки в административных центрах других сибирских регионов, где также 11 сентября будут выбирать муниципальные парламенты. В Кызыле и Барнауле досрочное голосование вовсе не предусмотрено. Председатель горно-алтайской ТИК Инна Лобанова сообщила „Ъ-Сибирь“, что в столице Республики Алтай на 7 сентября проголосовало 226 человек — около 0,5% зарегистрированных избирателей. Руководитель Штаба общественного наблюдения за выборами в Алтайском крае, председатель профильной комиссии Общественной палаты региона Руслан Демаков сказал, что в муниципалитетах досрочное голосование идет с разной активностью, в частности, «много жителей пришло на избирательные участки Бийска (второй по величине город Алтайского края, где выбирают гордуму.— „Ъ“)».
«На результаты голосования на муниципальном уровне влияет, в первую очередь, привод на избирательные участки своих сторонников. Досрочное голосование дает больше времени для этого»,— считает политтехнолог Константин Лукин. По его подсчетам, если на муниципальных выборах при низкой явке кандидат в ходе досрочного голосования получает поддержу 8% от зарегистрированного числа избирателей, то это гарантирует ему победу.