Ускорение локализации

Импортозамещение

Уход с российского рынка иностранных производителей заставил отечественные компании искать способы локализации производства или выходить на поставщиков из стран Азии. Где сегодня закупают оборудование для газовой отрасли и какими темпами идет импортозамещение, разбиралась корреспондент BG Антонина Егорова.

Производство газа включает в себя несколько этапов — от исследования месторождений до его переработки, хранения, транспортировки и сжижения. Таким образом, весь комплекс оборудования для газовой отрасли можно разделить на геофизическое для газоразведки, буровое и эксплуатационное для скважин, емкости и насосы для хранения, а также транспортировочное оборудование для перегонки и криогенное для сжижения природного газа. С точки зрения процессов газовой отрасли сегодня также необходимы замерная техника, переключатели, гидропроводы, регуляторы, всевозможные емкости, вычислительная техника, контрольно-измерительное оборудование.

В 2021 году, по данным Минпромторга РФ, объем производства отечественного нефтегазового оборудования составил 315 млрд рублей. По словам Валерии Минчичовой, доцента департамента мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при правительстве РФ, в целом потребность отрасли в крупной буровой технике сегодня покрывается отечественными компаниями. Однако стоит ее изготовление дорого, а средний срок производства — почти год, следовательно, наращивать объемы производства и реализации крайне сложно. Среди направлений отрасли, зависящих от импорта, остаются крупнотоннажное производство сжиженного природного газа (СПГ), создание флота для гидроразрыва пласта, роторно-управляемые системы, оборудование для шельфовой добычи и геологоразведки.

Глобальная переориентация

Илья Каленков, генеральный директор ПАО «Европейская электротехника», согласен, что в условиях отсутствия доступа к импортному оборудованию добычу, подготовку и транспортировку нефти и газа вполне можно реализовывать на оборудовании российских производителей. По словам эксперта, есть некоторые комплектующие, в основном связанные с электроникой, системами управления, которые производились западными компаниями. Но сейчас, видимо, будет происходить глобальная переориентация на российское и китайское производство.

Транспортировка газа в последние 10–15 лет традиционно происходит на российском оборудовании. Речь идет обо всем, что касается компрессорных станций, линейных сооружений (трубопроводов), систем защиты. Безусловно, и здесь есть элементы иностранного производства, есть импортозависимость по телемеханике, но в целом она некритична.

«Все это в равной степени относится и к газопроводам высокого давления, и к газопроводам среднего и низкого давления, которые обеспечивают газом домохозяйства. Там, где дело касается потребителей, значительной зависимости от импорта нет. А вот в газохимии — ситуация серьезная. Еще в советское время отечественные технологии сжижения газа, пиролиза этана, получения этилена, а потом полиэтилена и полипропилена уступали иностранным. На сегодняшний день они имеются, но в крайне ограниченном количестве. Что касается технологий сжижения газа, то производительность крупнотоннажной установки СПГ, которую построила компания Technip для НОВАТЭКа,— 5 млн тонн в год. Максимум, которого смогли добиться российские промышленники,— 1 млн тонн в год. При этом есть определенные проблемы с надежностью работы отечественной установки, ее модернизируют уже второй год. Кроме того, крупнотоннажные установки сжижения газа в целом экономически более эффективны, нежели среднетоннажные»,— добавляет господин Каленков.

По данным ассоциации производителей оборудования «Новые технологии газовой отрасли», в 2020 году доля отечественного оборудования в добыче и производстве газа составляла 55%, импортного — 45%. Причем еще в 2014-м это соотношение выглядело как 60/40 в пользу импортного. По подсчетам Минпромторга, степень локализации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в 2022 году составляет 60%, и импортозамещение продолжается.

«Яркий пример — производство итальянских регуляторов давления на производственных мощностях ООО "Северная компания" (Всеволожский район Ленобласти), российского аналога задвижек с бесколодезной установкой на АО "РУСТ-95" (Москва), оборудования для пунктов редуцирования и регулировки давления газа на заводе "Норд" (Череповец) с марта 2022-го. Правда, стоит отметить, что в текущем году усилия компаний в импортозамещении в основном сосредоточены на газификации регионов России, и это — движение в сторону энергобезопасности государства. Курс на модернизацию и активизацию газификации страны важен. А с другой стороны — две трети добытого в России газа реализуется именно на внутреннем рынке, в отличие от нефти, которой внутри страны потребляется только 25%»,— поясняет госпожа Минчичова.

По словам эксперта, если взглянуть на профили работы ассоциации производителей оборудования «Новые технологии газовой отрасли» (ее участники в основном производят материально-технические ресурсы для ПАО «Газпром», по чьей инициативе и при чьей поддержке ассоциация и была создана в 2012 году), то около 51% членов занимаются именно производством оборудования, 34% — сервисные компании, 12% — проектные организации, остальные — общественные объединения и учебные заведения.

При этом эксперты считают важным, что российские производители газового оборудования не только производят очевидные агрегаты, без которых невозможна добыча и транспортировка газа, но и развивают высокотехнологичные направления. Фокус делается на производстве СПГ, трудноизвлекаемых ресурсах и подводной добыче углеводородов. Так как, несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую конъюнктуру, очевидно, что газ — это та самая «голубая» ступень в глобальном энергопереходе от «черной» нефтяной экономики к «зеленой». Подобные наукоемкие разработки и производства оборудования имеются на Урале (шаровые краны спецназначения, стальные трубы производства Челябинского трубопрокатного завода), в Томске (клапаны), Казани (компрессорные установки), задействован и московский концерн «Алмаз-Антей» (оборудование для обустройства систем подводной добычи углеводородов).

Что касается узких мест импортозамещения, то, по словам Сергея Егорова, генерального директора ООО «Еврогазпроект», резидента Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, некоторое опасение вызывает отсутствие достаточного количества производимых в РФ электросварных фитингов (отводов, переходов, тройников, седловых отводов) для полиэтиленовых трубопроводов, необходимых при строительстве объектов газораспределения, и котельного оборудования малой мощности, в том числе термоблоков для бытового использования. Эта ниша исторически была занята немецкими производителями, поставки которых на данный момент уходят в зону параллельного импорта.

При этом, по словам Ивана Семенова, генерального директора ГК «Росгаз», резидента Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, поскольку масштабное производство электросварных фитингов сложно организовать в сжатые сроки, так как это технически сложные изделия, их пока можно заменить спиготами, которые уже производятся в России.

«Кроме того, сегодня наблюдается определенный дефицит уплотнительных материалов — рынок не был готов к тому, что потребность в этих комплектующих возрастет столь стремительно. Есть сложности с электронными компонентами (приходится переключаться на азиатскую электронику) и с отливкой корпусных деталей из металлов. Литейные предприятия сейчас перегружены, поэтому мелкосерийным производителям сложно добиться внимания со стороны крупных заводов. Зато мы видим, как начинают появляться литейные предприятия меньшего размера, готовые выпускать продукцию меньшими партиями»,— заключает господин Семенов.

Карта производства

В основном оборудование для газовой отрасли производится сегодня в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Волгограде, Московской, Саратовской, Воронежской областях и других регионах. «Из лидеров российского производства я бы выделила ООО "Газснабинвест" (Саратов), Oil Factory (Ижевск), Нижнетуринский машиностроительный завод "Вента" (Нижняя Тура), "Криогенмаш" (Балашиха), "Уралмаш НГО Холдинг" (Свердловская область), ООО НПП "Буринтех" (Башкортостан)»,— перечисляет госпожа Минчичова.

«Что касается Петербурга, то это — столица газификации, где представлен огромный пласт оборудования, применяемого в газораспределении. Городские власти активно помогают местным производителям — начиная от поддержки с подбором земельных участников и заканчивая компенсацией затрат на обучение персонала»,— указывает господин Семенов.

По словам эксперта, местные газораспределительные организации — ГРО «Петербурггаз» и АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» — открыты к диалогу с производителями, у них можно получить обратную связь о работе своего оборудования в реальных условиях от специалистов службы эксплуатации, узнать, какие улучшения в продукте можно произвести, также можно протестировать свое оборудование и новинки на испытательных полигонах.

Среди основных петербургских производителей оборудования для газовой отрасли эксперты сегодня выделяют АО «РЭП Холдинг» (газовые турбины средней мощности, компрессоры смешанного хладагента для производства СПГ, электроприводные газоперекачивающие агрегаты); ООО «Валком» (датчики и системы автоматики, сигнализации); ООО «НПФ завод "Измерон"» (внутрискважинное оборудование, оборудование для ликвидации аварий и ремонта скважин); ЗАО «СММ» (грузоподъемное оборудование); АО «Турботект Санкт-Петербург» (системы влажной очистки осевых компрессоров газотурбинных установок), в Ленинградской области — АО «Хакель» в Ломоносовском районе, которое производит электротехническое оборудование, устройства заземления и молниезащиты.

Вся лента