Транспортная реформа бежит впереди заправок
Инфраструктура
В Санкт-Петербурге к 2025 году будет действовать 28 газовых заправок. Основной игрок на рынке — ООО «Газпром газомоторное топливо». Некоторые поставщики топлива также высказывают намерения по строительству станций. При этом эксперты отмечают, что в городе слабо развита заправочная инфраструктура для машин на газе. А учитывая проводимую властями транспортную реформу, направленную на переход общественного транспорта на газомоторное топливо, потребность возрастает до 100 заправок.
По данным комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, в городе на сегодняшний день действует 17 объектов заправки транспортных средств природным газом, из них 15 — АГНКС (в том числе 14 заправок принадлежит ООО «Газпром газомоторное топливо», одна — ООО «Бетон») и две — сжиженным природным газом (ПАО «НОВАТЭК» и АО «Криогаз»).
«В настоящее время осуществляется строительство двух АГНКС по адресам: поселок Левашово, Горское шоссе, участок 192 (инвестор ООО "Газпром газомоторное топливо"), и улица Ванеева, 6 (инвестор АО "Асфальтобетонный завод «Магистраль»"). Строительство газовых заправок в Санкт-Петербурге имеет статус стратегического инвестиционного проекта. В рамках его реализации городом предоставлено ООО "Газпром газомоторное топливо" в аренду десять земельных участков для строительства газовых заправок. В 2022 году планируется предоставить еще четыре земельных участка»,— сообщили в комитете.
В 2023–2025 годах планируется ввод в эксплуатацию 11 газовых заправок, из них восемь — компримированным (сжатым) природным газом (инвестор ООО «Газпром газомоторное топливо»), три — сжиженным природным газом (инвестор ООО «Криогаз»). «Реализация мероприятий по строительству газовых заправок позволит обеспечить условия для перевода автомобильного транспорта (общественного, транспорта дорожно-коммунальных служб, индивидуального пользования) в Петербурге на газомоторное топливо. Правительство города уделяет особое внимание развитию инфраструктуры для современных экологичных видов транспорта»,— пояснили в комитете.
Потребность в АГНКС
По ранее заявляемым планам, в ходе транспортной реформы почти 90% обновляемых автобусов будет использовать сжиженный природный газ (СПГ) как основной вид топлива. По данным комтранса, при переходе на новую модель транспортного обслуживания потребность в обновлении подвижного состава составит 2801 автобус (без учета резервных транспортных средств), из них 2794 автобуса с использованием природного газа в качестве моторного топлива и только семь автобусов на дизельном топливе. В марте 2021 года Минпромторг России, правительство Санкт-Петербурга, ПАО «Газпром» и ПАО «КамАЗ» подписали «Соглашение о поэтапном переходе на использование газомоторного топлива в Санкт-Петербурге». В рамках реализации соглашения в мае 2021 года стороны подписали «План синхронизации мероприятий по реализации проекта "Развитие рынка газомоторного топлива в Санкт-Петербурге" на 2021–2023 годы ("дорожная карта")».
«Санкт-Петербург — один из пяти регионов — участников пилотного проекта по ускоренному формированию рынка газомоторного топлива от группы "Газпром". Загрузка действующих в регионе станций поступательно растет. По итогам 2021 года ее средний показатель превысил 50%. С учетом курса на широкое использование газомоторного топлива как на муниципальном, так и на коммерческом транспорте компания продолжает работать на опережение. В дальнейшем планируется расширить сеть до 25 газозаправочных объектов»,— пояснили в пресс-службе ООО «Газпром газомоторное топливо».
По словам экспертов, в городе газозаправочная инфраструктура слабо развита и перевозчики ощущают дефицит станций.
«На данный момент газозаправочных станций в стране остро не хватает, в том числе в Петербурге и Ленобласти. Для нашего региона еще необходимо как минимум сто заправок для удобства автомобилистов. Со временем вероятен рост доли автомобилей, общественного транспорта, грузовиков на газу в России. Заправлять автомобиль газом выгоднее, чем бензином или дизелем. Для ускорения процесса строительства газовых станций можно увеличить размер субсидии на строительство, сделать льготный безналоговый период после открытия на несколько лет»,— полагает автор стратегий автоследования «Финам» Дмитрий Марков.
Поддержка от государства
В целях стимулирования расширения использования природного газа в качестве моторного топлива правительством РФ в 2019 году было принято решение об оказании государственной поддержки регионам в виде субсидий при условии софинансирования из региональных бюджетов. Санкт-Петербург был признан одним из 27 регионов, в которых формирование заправочной инфраструктуры компримированного природного газа должно осуществляться в первоочередном порядке.
В 2019–2021 годах часть затрат инвесторов на строительство восьми газовых заправок в сумме 264 млн рублей была компенсирована за счет средств федерального и регионального бюджетов, в том числе семь — ООО «Газпром газомоторное топливо» (из них четыре заправки были введены в 2021 году); одна — ООО «Бетон». В декабре 2021 года правительство города заключило соглашение с Минэнерго России о предоставлении субсидий на строительство газовых заправок в 2022–2024 годах. Плановый объем субсидий на 2022 год — 72 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета — 28,08 млн рублей.
Субсидии предоставляются «юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществившим строительство объектов заправки транспортных средств компримированным (сжатым) природным газом, на компенсацию части затрат по строительству данных объектов». Размер субсидии составляет не более 36 млн рублей за один объект.
Кроме того, для стимулирования перехода на использование природного газа в качестве моторного топлива законом Санкт-Петербурга введены налоговые льготы для владельцев таких транспортных средств (освобождение от уплаты транспортного налога на пять лет).
«Стимулирующими факторами для дальнейшего развития газозаправочной инфраструктуры остаются действующие меры государственной поддержки. "Газпром газомоторное топливо" ежегодно участвует в программе субсидирования развития рынка газомоторного топлива Минэнерго России, в том числе при строительстве станций в Петербурге. Для обеспечения эффективной работы действующих и перспективных АГНКС необходимо продолжать применение мер стимулирования перевода транспорта на газ. В 2022 году на переоборудование автомобилей в Петербурге из федерального и регионального бюджетов выделено более 40 млн рублей. Владельцы машин на метане на пять лет освобождаются от уплаты транспортного налога»,— пояснили в пресс-службе ООО «Газпром газомоторное топливо».
Готовность игроков
По словам господина Маркова, одной из основных проблем является дороговизна строительства. «В результате у заправок длительный срок окупаемости — не менее десяти лет. Строительство одной АГНКС обходится в среднем в 160 млн рублей»,— говорит эксперт.
Тем не менее некоторые компании высказывают планы по строительству заправок, так как есть запросы со стороны потребителей. «Направление строительства АГЗС — одно из приоритетных в планах компании "Татнефть". Сейчас компания проводит анализ существующей потребности рынка. В ближайшие годы (до 2023-го) планируется строительство трех модульных блоков АГЗС на площадях существующих АЗС. Однако по существующим нормам в рамках одной АЗС газовые и топливные РК должны быть разнесены на расстояние не менее 4 м. При этом существуют ТРК, способные раздавать как жидкое моторное топливо (бензин, дизель), так и газ. Они выполнены как единое заводское изделие: единая топливно-раздаточная колонка, где рядом находятся пистолеты для заправки бензином и газом. Технологии уже есть, но по нынешнему законодательству у нас они пока неприменимы. С учетом начавшейся недавно в Петербурге транспортной реформы, есть потребность в строительстве АГЗС (СПГ). Мы получаем запрос крупных транспортных компаний, перевозчиков. В "дорожной карте" развития компании на территории СЗФО планируется строительство СПГ АГЗС в 2024 году»,— делится директор ООО «Татнефть-АЗС-Северо-Запад» Айдар Хабибуллин.