Неизбежная цифровизация
Модернизация ТЭК
В сложившихся экономических условиях вопрос импортозамещения в большинстве отраслей остро встал не только в части оборудования, комплектующих, но и различных цифровых продуктов. Для топливно-энергетического комплекса переосмысление цифровой инфраструктуры является одним из главных условий дальнейшей модернизации.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает более четверти российского ВВП, и внедрение цифровых технологий учета, контроля, анализа и прогнозирования процессов, по мнению экспертов, способно еще повысить его эффективность. В настоящее время во всех отраслях существуют «дорожные карты» и имеются реализованные пилотные проекты. Однако для проведения полной цифровой трансформации ТЭК требуется минимум семь-десять лет, и это, по мнению Антона Туголукова, заместителя генерального директора группы СВЭЛ, не только инвестиционный вопрос. «Большое значение имеет готовность изменять устоявшиеся процессы работы по всей цепочке создания ценности. А для этого требуется сформировать новое поколение специалистов, способных работать с цифровой парадигмой как с основной. Сейчас в большей степени проработан вопрос учета и сбора данных, но дальнейшее использование нужной выборки и формирование предиктивной аналитики требуют развития»,— поясняет он.
По подсчетам PwC, сегодня в мире только 2% компаний завершили процесс цифровой трансформации. «На таком же уровне находится цифровизация российского ТЭК. При этом, поскольку именно IT-инструменты способны обеспечить компаниям эффективность, процесс ускоряется. По нашим оценкам, рынок IT-решений в энергетике в 2021 году вырос на 10%»,— отмечает Дмитрий Кичко, генеральный директор ГК «Эдит Про».
В 2021 году наиболее востребованной, по словам экспертов, оказалась автоматизация процессов взаимодействия внутри компаний, а также с подрядчиками и клиентами. Компании делали акцент на системах автоматизации документооборота (СЭД), управлении данными, планировании ресурсов, средствах совместной работы и развитии омникального обслуживания и сервисов для клиентов. Особняком также стояли разнообразные задачи в области безопасности, которые всегда остаются на повестке.
По словам Андрея Скорочкина, руководителя «Рексофт Консалтинга», в последнее время ресурсные компании серьезно инвестировали в развитие технологий и цифровизацию своего бизнеса. Вместе с тем подавляющее большинство решений было основано на западных технологиях и предоставлено западными вендорами.
Поэтому, по мнению Владислава Полева, коммерческого директора ООО «Логика бизнеса», основной тренд в цифровизации ТЭК сейчас — это ускорение перехода на российские решения, тренд на импортозамещение, связанный с санкциями западных стран и уходом крупных иностранных вендоров (IBM, Oracle, SAP).
Таким образом, среди главных вызовов текущего момента оказались быстрый переход на локальные или как минимум «западнонезависимые» решения в критических областях бизнеса с постепенным переосмыслением всей цифровой архитектуры в направлении импортозамещения, разработки собственных продуктов, использования open source решений.
Кто в лидерах?
Как отмечает господин Кичко, энергетическая отрасль сильно монополизирована и поделена между несколькими крупнейшими игроками федерального уровня. У таких компаний существуют стратегии цифровой трансформации, которые охватывают всю региональную структуру на много лет вперед. Неоднородность цифровизации может возникнуть потому, что обычно один-два региона назначаются пилотными, а потом уже их опыт тиражируется и масштабируется. «На горизонте четырех-пяти лет, когда "пилоты" завершатся и процесс охватит все структурные подразделения, ситуация будет более ровной. Поэтому какой-то один регион страны как наиболее передовой в плане цифровизации ТЭК сегодня выделить сложно»,— указывает господин Кичко.
«Что касается Петербурга, то он входит в топ-9 регионов-лидеров России по показателю "цифровая зрелость". И хотя речь здесь идет о социально значимых сферах городского хозяйства, активно использует "цифру" и ТЭК города. Большое внимание уделяется автоматизации и диспетчеризации управления объектами системы теплоснабжения. Создаются пульты управления объектами производственных филиалов — тепловых сетей и энергоисточников»,— поясняет Степан Воробьев, руководитель проектов ГК «СиСофт».
Так, в компании «Россети Ленэнерго» отметили, что активно работают над созданием высокоавтоматизированного электросетевого комплекса в Петербурге и Ленинградской области и новых центров питания — наблюдаемых и управляемых. Информация с таких объектов подается по цифровым каналам связи в центр управления сетями компании, откуда дистанционно можно управлять оборудованием подстанции. А в июле 2021 года ГУП «ТЭК СПб» анонсировало масштабную цифровизацию работы всех своих подразделений, которая завершится к 2025 году и позволит экономить на энергоресурсах, оптимизировать операционную деятельность и повысить энергоэффективность объектов предприятия.
Что касается лидеров цифровизации внутри российского ТЭК, то традиционно пионерами «цифры» являются нефтегазовые компании. «Во-первых, процесс добычи нефти и газа сложный и наукоемкий, IT помогают компаниям экономить миллиарды долларов за счет большей эффективности добычи. Во-вторых, для цифровой трансформации нужны ресурсы и инновационное мышление команды. Все это есть у нефтяных компаний. В этом смысле распределительные компании и поставщики энергии могут позволить себе более неспешный темп»,— поясняет господин Кичко.
По словам Олега Шевцова, генерального директора АО «Трансэнерком», в нефтегазовом секторе сейчас настроена система цифрового управления финансами и ERP, идет работа по вопросу импортозамещения оборудования. Нефтедобывающие предприятия активно используют цифровое бурение, анализ больших данных и интернет вещей.
«Компании нефтегазового сектора занимаются созданием цифровых данных непрерывного производства. Предиктивные модели помогают прогнозировать успешность сейсморазведочных работ. Повсеместно используются технологии гидроразрыва пласта (ГРП), которые на сегодняшний день считаются наиболее эффективными для повышения нефтеотдачи пластов и интенсификации добычи нефти. А без качественного моделирования с использованием BIM-технологий можно не только не достичь нужного уровня добычи, но и нанести серьезный ущерб окружающей среде»,— добавляет господин Воробьев.
При этом менее цифровизированным сегментом ТЭК, по мнению господина Шевцова, можно назвать сектор ЖКХ. «"Умные" приборы учета и оплата коммунальных услуг через сайты и приложения — основные примеры модернизации этой сферы. Однако развитие платформы ГИС ЖКХ позволит оптимизировать работу игроков отрасли»,— считает он.
Проблемы и перспективы
По словам экспертов, российский ТЭК в процессе цифровизации сталкивается с типичными для всего мира проблемами. «Это сложность инфраструктуры, взаимозависимость компаний и поставщиков, высокая доля исторически унаследованных систем и решений. Важно понимать, что задачи цифровизации отрасли можно решить только комплексно, как и предполагает концепция "Промышленности 4.0". Большая же часть проектов пока реализуется точечно»,— поясняет господин Кичко.
Но одной из главных проблем в данный момент, по мнению господина Скорочкина, остается высокий уровень проникновения западных технологий. При этом данный вопрос касается как IT-инфраструктуры (сервера, датчики, сети), так и софта. Он особенно актуален для решений в области промышленной автоматизации, систем управления производством. «В частности, в нефтяной индустрии в подавляющем большинстве случаев используется оборудование и программное обеспечение западных вендоров, ушедших из страны. Соответственно, встает вопрос как минимум по обслуживанию и поддержке уже работающих решений, а как максимум — по их развитию и постепенному замещению»,— говорит он.
По мнению господина Воробьева, процесс активного внедрения цифровых инноваций тормозит целый ряд факторов. В большинстве компаний по-прежнему не до конца осознают возможности, которые предоставляет цифровая трансформация, и ориентируют свою организационную структуру на старые подходы. Еще один фактор — устаревшее оборудование, которое не отвечает ключевым требованиям цифровой трансформации. При этом, как правило, проверенных методик, позволяющих работать по-новому со старым оборудованием, нет. Причинами недостаточно активной цифровизации также являются высокая стоимость внедрения таких решений и недостаток квалифицированных кадров.
Что касается дальнейшего развития, то, по словам экспертов, сейчас все процессы, связанные с IT, находятся под серьезным влиянием геополитики. «Как только ситуация стабилизируется, процесс цифровой трансформации пойдет своим чередом. Для этого нужны не только пул решений и деньги, но и в первую очередь изменение управленческого мышления и общий курс компаний на инновации. Изменение мышления дается тяжелее всего, но цифровизация неизбежна. Кто сможет перестроиться, тот укрепит и сохранит лидерство»,— считает господин Кичко.
По мнению господина Туголукова, цифровизация ТЭК в России продолжится и объемы инвестиций будут возрастать, так как это — основа конкурентной модели в перспективе. Также стоит ожидать большей межотраслевой стандартизации, что позволит быстрее развивать цифровые решения и повышать квалификацию персонала.
Также ускорению автоматизации сектора энергетики будет способствовать использование таких технологий, как Smart Grid, ИИ, IoT при генерации, распределении ресурсов, расчетах за потребленную электроэнергию и при формировании тарифов. Таким образом, полная цифровизация российской энергетики становится лишь вопросом времени. По оценкам Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, спрос ТЭК на цифровые технологии может вырасти в 13,5 раза, с 30,7 млрд рублей в 2020 году до 413,8 млрд рублей в 2030 году.