«Королева цементировала нацию»
Житель Лондона — о скорби британцев и новом монархе
Лондонская биржа остановила торги из-за известия о смерти королевы Великобритании Елизаветы II. После сообщений о том, что она почувствовала себя хуже, основные индексы начали снижаться, теперь торги поставлены на паузу. СМИ сообщают, что флаг над Букингемским дворцом был спущен, а на ворота резиденции повесили извещение о смерти монарха в черной рамке. Как Лондон переживает это событие? Об этом “Ъ FM” рассказал житель британской столицы Андрей.
— Наверное, все в глубине души знали, что к этому идет. Особенно после того, как 7 сентября появилась фотография, где Лиз Трасс — новый премьер-министр — встречалась с королевой и получала от нее назначение. Мы увидели исхудавшую старушку, но по-прежнему с невероятно обаятельной улыбкой. Было заметно, что Елизавета II с трудом держалась на ногах. Страшное впечатление произвела кисть ее правой руки — на ней был огромный синяк. Стало ясно, что все это время монарху проводились внутривенные вливания.
Но вида королева не подавала, улыбалась изо всех сил. Она в последний раз выполнила все положенные ей обязательства и традиции. Вернуться в Букингемский дворец Елизавета II уже не смогла. Из-за Этого Борис Джонсон подавал в отставку в Балморале, в Шотландии, туда же ездила и новая глава правительства Лиз Трасс.
Жители Великобритании не испытали шок, но, когда смотришь на лица людей, есть ощущение, что все они осиротели. Никто не смеется, не улыбается, все погружены в какие-то мысли. Отменены спектакли, фильмы, разумеется, British Broadcasting Corporation переделала всю сетку вещания.
Кругом царят печальные настроения, ощущается конец эпохи, тревога. Королева цементировала нацию в этот сложнейший момент, когда идет своего рода холодная война между сторонниками Brexit и его противниками, нация расколота пополам, очень много злобы в обществе. В Европе все неспокойно, растут цены на газ — какой-то идеальный шторм. И смерть Елизаветы II как символ всего этого.
Местные СМИ освещают все крайне бережно. В этом-то и суть: Елизавету II уважают все — монархисты, республиканцы, правые и левые, центристы, аполитичные люди, слесари, сантехники, повара, уборщики, лорды.
Такая фигура — единственная, поэтому без почтения о ней говорить почти невозможно. Все это, кстати, может начать меняться. Многие опасаются, что у Чарльза не получится быть объединяющим монархом. Поэтому есть это чувство тревоги и опасности.
Что касается нового короля, то, во-первых, интересная ситуация с его именем. В России его всегда называли принцем Чарльзом, так же, как в Англии. Однако там его предшественники именуются Чарльз I и Чарльз II, а в России их принято называть Карлами. Поэтому именно в России новый монарх будет именоваться Карлом III.
Однако с авторитетом у него гораздо хуже, чем у Елизаветы II. И многие люди его не любят, считают, что он слабак, что ему не хватает эмоциональной твердости. Кроме того, раздражение вызывает то, что Чарльз норовит вмешиваться то в архитектуру, то пропагандирует гомеопатию, страстным поклонником которой является.
Правда, его помощники сейчас говорят в эфире, что король понимает разницу, и, взойдя на трон, он попытается следовать примеру своей матери и быть абсолютно нейтральным не только по политическим, но и по любым культурным, историческим и другим вопросам. Посмотрим, как у него это получится. Но, в общем-то, знающие Чарльза люди тоже с некоторой тревогой смотрят на него и думают, что теперь будет.
Через 10 дней пройдут государственные похороны Елизаветы II. Последняя полномасштабная церемония такого уровня — прощание с Уинстоном Черчиллем. Маргарет Тэтчер и принцессу Диану тоже хоронили с почестями, но это все равно не тот уровень. Людям искренне хочется погоревать из-за смерти королевы. Горе пока еще объединяет людей совершенно несовместимых. Когда удастся это пережить, тогда все эти противоречия непременно обострятся.
Король Карл III, он же принц Чарльз, сделал заявление, но оно вышло очень банальным. Наверное, ставя себя на его место, что еще можно сказать. Он говорил, что это самый печальный день в его жизни. С другой стороны, это день, которого он невольно, пускай подсознательно, но ждал многие десятилетия. Карл III — монарх, вступающий на трон в самом преклонном возрасте за всю историю Великобритании — ему 73 года. Он очень долго ждал своего часа, но окажется ли принц Чарльз на высоте? У многих есть сомнения на этот счет.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".