В Крыму недосчитались отдыхающих

Предварительные итоги туристического сезона на полуострове

Из-за логистических проблем, связанных с закрытием авиасообщения после начала спецоперации на Украине, турпоток в Крым снизился на 40–50%. По подсчетам крымских властей, в этом году полуостров посетит примерно на 3 млн меньше отдыхающих, чем в прошлом году. Туроператоры ожидают двукратного падения спроса на отдых в Крыму и в бархатный сезон. Отельеры сообщают, что порядка 15–20% объектов ушли на консервацию, чтобы не нести убытки, а выручка из-за низких цен упала даже у тех гостиниц, где наблюдалась относительно высокая загрузка. Прогнозы экспертов на 2023 год также напрямую зависят от того, будет ли открыт аэропорт или нет, поскольку альтернативные пути в Крым не подходят многим потенциальным туристам.

Туристический сезон 2022 года в Крыму не оправдал ожиданий

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

«Сезон полноценно не состоялся»

В середине июля глава Республики Крым Сергей Аксенов заявил журналистам, что курортный сезон в республике полноценно не состоялся: количество отдыхающих на полуострове снизилось на 40% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. В пресс-службе министерства курортов и туризма Крыма отказались комментировать Guide предварительные итоги текущего высокого турсезона, как и перспективы следующего.

По данным главы Госсовета Крыма Владимира Константинова, в этом году турпоток республики снизится примерно до 6,5 млн человек (9,5 млн человек в 2021-м).

Эксперты связывают срыв курортного сезона с закрытием аэропорта в Симферополе и отсутствием транспортной альтернативы авиасообщению (о приостановке работы 11 аэропортов, в том числе в Симферополе, Росавиация объявила 24 февраля, с момента начала спецоперации на Украине, временный запрет действует до сих пор).

Председатель Крымской гостиничной ассоциации Сергей Маковей отмечает, что загрузка в отелях в целом по республике упала на весь сезон. «Такой год у нас впервые, и мы не были к такому готовы. Объекты размещения были загружены в среднем на 30–50%. У нас около 10 тыс. полулегальных объектов, лишь 1,1 тыс. гостиниц в Крыму прошли классификацию. Из них активно работали около 250–300, порядка 15–20% отелей ушли на консервацию, чтобы не нести убытки. В этом году многие работают на уровне рентабельности. Уже есть предприятия, которые не в состоянии платить налоги»,— говорит господин Маковей.

Логистика подкачала

Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин рассказал, что в республику ходит в два раза меньше поездов, чем в Анапу, где также 24 февраля был закрыт аэропорт. «Нам это не совсем понятно, и мы не нашли какого-то внятного ответа на этот вопрос. Возможно, дело в ограниченной пропускной способности крымского участка дороги. Но, сравнивая два курортных региона, мы отмечаем, что в Анапе падение турпотока было на уровне 20–25%. А в Крыму число туристов июне-июле снизилось на 40–50%, но хороший спрос в августе-сентябре позволит по итогам сезона выйти в минус 20-25%»,— говорит эксперт.

Еще один фактор, который работает на Анапу, уверен спикер,— туда приезжают жители из самого Краснодарского края. Это традиционный вид отдыха для краснодарцев, который почти отсутствует в Крыму, говорит господин Ромашкин. «Многие туристы по дороге в Крым звонят и просят поменять билеты на Анапу. Это своего рода "перехватывающая парковка". Люди, доехав до Анапы, теряют интерес к продолжению путешествия. Чтобы не терять в дороге еще пять-шесть часов до Крыма, отдыхающие хотят остановиться в Анапе. В этом году отмена бронирований отелей в Крыму массовая, республика стала рекордсменом по туристическому оттоку»,— отметил спикер.

По мнению министра курортов и туризма республики Вадима Волченко, отсутствие авиасообщения компенсируется железнодорожным и автомобильным сообщением. По его данным, доля туристов на автомобилях составляет 80% от общего турпотока (в 2021 году — 62%).

Опрошенные Guide эксперты называют основной причиной отказа потенциальных туристов от поездки в Крым именно долгую дорогу на поезде или автомобиле. Член президиума Альянса туристических агентств (АТА) Алексан Мкртчян отмечает, что продолжительность отдыха в целом сокращается, а в Крыму есть дорогие отели, где средняя продолжительность бронирования всего пять суток. «Соответственно, эта часть публики не может себе позволить поезд или личный автотранспорт. Они не могут потратить трое суток на дорогу. Тренд на быстрый, короткий отдых не работает в сложившейся ситуации. Крым потерял и этих туристов»,— объясняет эксперт.

Железная дорога показала полную неспособность заменить авиационное сообщение с Крымом, считает Алексан Мкртчян. «Спрос большой. Однако невозможно доехать в Крым из Сибири или с Дальнего Востока — нет поездов. Но даже если запустят поезда оттуда, ехать более четырех-пяти суток, а это сомнительное удовольствие»,— говорит господин Мкртчян.

«Будущее у Крыма потрясающее»

Будущее туротрасли Крыма напрямую зависит от транспортной логистики в 2023 году, считает Алексан Мкртчян. «Трудно прогнозировать, будет ли открыт аэропорт в 2023 году. А главное — в каком месяце? Отельерам сейчас непросто. Невозможно инвестировать в дальнейшие проекты, если нет денег даже на текущие расходы. В то же время, если откроется аэропорт — будущее у Крыма потрясающее»,— уверен господин Мкртчян.

По словам Сергея Маковея, в этом году даже при полной загрузке гостиниц выручка отельеров не была высокой, так как цены в объектах размещения крайне низкие. «Для привлечения туристов властям нужно обратить на отельеров внимание. Для начала необходимо оптимизировать налоги для предпринимателей. Я уверен, что многие крымчане не путешествовали по своей республике. Можно ввести туры для местных жителей с дотациями из бюджетов. Подобная практика есть в Казани»,— говорит господин Маковей.

Если авиасообщение не будет возобновлено — притока туристов не будет, считает Сергей Ромашкин. Из-за проблем с транспортной доступностью в бархатный сезон, по словам туроператора, Крым окажется в аутсайдерах — падение спроса будет двукратным. При этом на черноморских курортах Краснодарского края господин Ромашкин прогнозирует рост продаж на 60–70%.

Другая реальность, другие вызовы

Глава республики Сергей Аксенов, оценивая туристические перспективы Крыма, спрогнозировал кардинальные изменения всей логистики турпотоков страны в следующем году, потому что, по его словам, будут открываться курорты Херсонской, Запорожской и других южных областей Украины. А Крым в этой ситуации, по мнению господина Аксенова, будет транзитным регионом. «Это будет другая реальность, другие вызовы. Но мы уверены, что мы с ними справимся»,— заявил он журналистам в середине июля.

«Эти курорты знакомы россиянам, но они туда уже восемь лет не ездили. Эта история основательно забыта. Эти курорты заполнялись только украинскими туристами. И ближайшие годы будут заполняться местными туристами. И опять же — логистические проблемы. Ближайший аэропорт в Ростове также не работает. Ехать поездом — долго и дорого. Билеты на поезда (в купе) порой дороже, чем стоимость перелетов. В этом году билет из Москвы до Анапы и обратно стоил 15 тыс. руб., в прошлом году мы летали за 11–12 тыс. руб.»,— говорит гендиректор туроператора «Дельфин».

Сотрудник туристической компании Владислав Буря считает, что россияне или крымчане не поедут на курорты Херсонской и Запорожской областей из-за плохой инфраструктуры. «Страх из-за близости к спецоперации — это главный фактор. И ужасная инфраструктура. Хотя там в полтора-два раза ниже цены, чем в Крыму. Эти области с точки зрения отдыха могут рассматриваться только гражданами, проживающими на территории этих областей. Перераспределение турпотока туда я не представляю»,— говорит Владислав Буря.

В следующем году турпоток в Крым останется на прежнем уровне, если не изменится логистика, считает Владислав Буря. «Скорее всего, мы перестанем воспринимать общее напряжение серьезно, привыкнем, как к ковиду в свое время, и, может, даже немного увеличится турпоток. Никто не может точно спрогнозировать сегодня, что будет, но в 2023 году курорты Краснодарского края вновь станут лидировать среди направлений внутреннего туризма»,— сказал собеседник Guide.

Тень Сочи

Вместе с проблемами логистики эксперты называют еще один фактор, который тормозит развитие Крыма как туристического региона,— отсутствие достаточного количества комфортабельных средств размещения в сегменте четырех и пяти звезд. Полуострову не хватает комфортных мест размещения, которые есть в Анапе, Сочи и Геленджике, отмечет Алексан Мкртчян. По его словам, в Крыму много объектов размещения одна, две и три звезды, но объектов четыре и пять звезд в Крыму катастрофически недостаточно.

«Регион не покрывает потребности российских туристов даже на треть, поэтому люди едут в Сочи. Этот сезон неудачный для Крыма. Загрузка появилась в этом году только в июле и в августе. И упадет в конце сентября. В Крым едут те, кому Сочи не по карману. Сочи дороже Крыма на 40% примерно»,— говорит эксперт.

Алексан Мкртчян добавляет, что отельеры Сочи, понимая свое монопольное положение — единственный работающий аэропорт на черноморском побережье России, подняли цены. В прошлом году, отметил он, цены в Крыму были в некоторых отелях дороже, чем в Сочи.

Тат Гаспарян


Читайте нас в Telegram

Вся лента