«Трезвым пытаюсь быть во всем, но не всегда надо»
Цыпкин, Губерниев, Шипенко о том, в чем трезвости не хватает
11 сентября — Всероссийский день трезвости и борьбы с алкоголизмом. «Ъ» спросил предпринимателей, общественных и культурных деятелей, в чем им не хватает трезвости.
Александр Цыпкин, писатель, сценарист:
— Мне реально не хватало самой обычной человеческой безалкогольной трезвости. Поэтому я полтора года назад дружбу с алкоголем прекратил. Я стал себя по-другому чувствовать, у меня появилось гораздо больше свободного времени, сил. Не поверите, даже писать стал лучше и больше. Но сделал я это уже в сознательном возрасте, до этого отдав другу Дионису большое количество лет, ни об одном из которых я не жалею.
Дмитрий Губерниев, телеведущий, спортивный комментатор:
— Некоторым трезвости у нас не хватает в выражении слов любви к Родине! В остальном все прекрасно.
Юнис Теймурханлы, отельер, владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция»:
— Так как я живу в мегаполисе, алкоголь мне никак не мешает. Петербург и Москва не в лидерах с точки зрения алкогольной зависимости. Если говорить об образной трезвости, мы еще не совсем понимаем масштаб той ситуации, в какой оказались с точки зрения экономического давления извне. И в ответ на бравурное заявление о том, что особого воздействия санкций нет, я бы посоветовал иметь трезвость в восприятии ситуации и понимать, что это гаррота, которая будет медленно нас душить.
К чему мы придем, пока непонятно, но нужно сохранять трезвость ума, адаптироваться. Например, мне трезвости хватило, чтобы понять, что Netflix ушел. Поэтому я сделал все, чтобы он был у меня дома: сделал иностранные карты, завел иностранный аккаунт, поставил VPN на маршрутизаторе.
Клим Шипенко, кинорежиссер, сценарист:
— Цитируя Довлатова, «я столько читал про вред алкоголя, что перестал читать». Трезвым всегда пытаюсь быть во всем. Но не всегда получается. Да и не всегда надо.
Андрей Ковалев, бизнесмен, лидер Общероссийского движения предпринимателей:
— Не хватает трезвых, мудрых решений правительства в бизнесе. Их деятельность со стороны выглядит как поведение пьяного человека. Если человек трезв, он говорит коротко, сдержанно и понятно. А когда человек пьяный, ему все нравится. Он говорит, как все классно и круто, а наутро просыпается с головной болью.
Павел Гусев, главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец», президент российской общественной организации «Охотничий клуб "САФАРИ"»:
— В ответственности водителей. Из-за этого происходят самые страшные и непоправимые события, разрушающие жизнь других людей и самих водителей. А должно быть как у большинства охотников: перед — ни в коем случае, а после — почти всегда нужно. Даже вырабатывается такое профессиональное качество, что перед охотой даже не хочется.
Алкоголь должен доставлять удовольствие и делать человека свободным, а не озлобленным и сумрачным. В молодости неизгладимое впечатление на меня произвели быстро сгоравшие горняки, с которыми мне пришлось работать на урановых рудниках. Для многих жизнь завершалась мучениями, так как они часто злоупотребляли перед спуском в шахту, а из-за жажды пили природную, но очень радиоактивную воду из трещин в породе.
Владимир Пермяков, актер театра и кино:
— Мне хватает, а вот в людских поисках любви и пути к Богу — часто вижу, что нет. Без духовного стержня мы разваливаемся, как Древний Рим от разврата. Я даже пьесу написал про неизбежность ошибок на этом пути и покаянии.
Пьянки бывают от скуки и безделья. Такие люди не находят свое место в жизни. А может, и не хотят? Нужна же сила воли. Я могу изредка парой рюмок или бокалов поддержать компанию, но не больше. С детства дружу со спортом, пробегаю каждый день шесть-семь километров. А в этом году плавал до последнего дня лета.
Элина Денисова, член Российской и Московской Ассоциаций сомелье, Посол Арманьяка в России:
— В моей картине жизни мне трезвости хватает: в нормах и формах, в размышлениях и рассуждениях. А у окружающих — это личный выбор каждого с соблюдением действующего законодательства. А в остальном мы же не инквизиция, чтобы заниматься морализаторством.
В русской душе заложено: полюбить — так королеву, прокутить — так миллион. Но миссию своей профессии я вижу в переводе с винного языка на человеческий, обучению навыкам наслаждаться хорошими напитками и отличать их от некачественных. И тогда всем всего хватает.
Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры:
— Не хватает трезвости в публичных оценках и прогнозах. Мы живем в постоянном информационном стрессе, и экспертам для того, чтобы соответствовать ожиданиям аудитории, которая сама не всегда трезва, приходится все время искать золотую середину: с одной стороны, регулярно повышать градус, с другой — окончательно «не перебрать».