«Май-июнь — это рост всякого рода батальонов»
Какое подкрепление не ускоряло наступления
105 лет назад, 17 сентября 1917 года, военный министр Временного правительства генерал-майор А. И. Верховский, несмотря на острую нехватку боеспособных подразделений на фронте, остановил формирование в тылу добровольческих частей, которые всего четырьмя месяцами ранее считались панацеей от главной из бед армии.
Из обращения инициативной группы солдат и офицеров Юго-Западного фронта к главнокомандующему фронтом генералу от кавалерии А. А. Брусилову, 13 мая 1917 года.
Для поднятия революционного наступательного духа армии является необходимым сформирование особых ударных революционных батальонов, навербованных из волонтеров в центре России, чтобы этим вселить в армию веру, что весь русский народ идет за нею во имя скорого мира и братства народов с тем, чтобы при наступлении революционные батальоны, поставленные на важнейших боевых участках, своим порывом могли бы увлечь за собой колеблющихся…
Из телеграммы генерала А. А. Брусилова верховному главнокомандующему генералу от инфантерии М. В. Алексееву, 16 мая 1917 года.
…В полной мере сочувствуя идее такого формирования, я утвердил исполнительный комитет группы и ходатайство о разрешении немедленно приступить к вербовке волонтеров. В Петроградский Совет Солдатских и Рабочих Депутатов от группы 16 сего мая послан делегат матрос Баткин с просьбой санкционировать и широко поддержать идею создания ударных революционных батальонов…
Из телеграммы генерала от инфантерии М. В. Алексеева генералу от кавалерии А. А. Брусилову, 18 мая 1917 года.
Совершенно не разделяю надежд ваших на пользу для лихой, самоотверженной, доблестной и искусной борьбы с врагом предположенной мерой. Разрешаю только потому, что вы эту мысль поддерживаете. Военно-учебные заведения мне не подчинены и разрешить в них вербовку не могу, на это нужно согласие и распоряжение военмина (Военного министерства.— «История»), которому телеграфирую, но считаю, что мы не имеем права расходовать в качестве рядовой силы наших будущих офицеров, пополнение коих становится все труднее. Вербовка из состава Черноморского Флота парализует флот, ибо судовые команды не имеют штатного состава. Разрушение морской силы допустить не могу…
Просил бы сначала обратить внимание на честные элементы своего фронта, не рассчитывая широко на спасение извне. Все, что может дать страна, придет не так скоро.
Эти, быть может, и воодушевленные элементы нужно еще спаять, обучить…
Из телеграммы генерала от инфантерии М. В. Алексеева генералу от кавалерии А. А. Брусилову, 21 мая 1917 года.
Сбор в тылу армии неизвестных и необученных элементов вместо ожидаемой пользы может принести вред для ближнего тыла ваших армий. Только извлечение надежных людей из состава войск может дать подготовленный материал для формирования. Таков мой взгляд, который не могут изменить ваши соображения.
Из телеграммы назначенного 22 мая 1917 года верховным главнокомандующим генерала от кавалерии А. А. Брусилова военному и морскому министру Временного правительства А. Ф. Керенскому, 24 мая 1917 года.
Я приступил к формированию революционных батальонов из волонтеров центра России согласно утвержденного мною плана… Прошу распоряжения всем воинским начальникам по предложению местных советов депутатов немедленно отправлять волонтеров одиночным порядком или группами в указанный вербовочной карточный пункт, при условии предъявления ими этих вербовочных карточек исполнительного комитета по формированию революционных батальонов тыла.
Из публикации «Ударные батальоны» в журнале «Искры», 25 июня 1917 года.
В Петрограде образовался всероссийский комитет по организации добровольческой революционной армии. Комитет открыл запись волонтеров в ударные батальоны, которые в критический момент решения судьбы России станут грудью на защиту свободы и за спасение родины…
В первые дни запись была так успешна, что уже сформировали один батальон, и 16-го июня он уже выступил на фронт…
Из доклада Всероссийского центрального комитета по организации добровольческой революционной армии верховному главнокомандующему генералу от кавалерии А. А. Брусилову, 30 июня 1917 года.
Всероссийский центральный комитет по организации добровольческой революционной армии просит вас о нижеследующем:
1) Отдать приказ о воспрещении самочинных добровольческих формирований, часто формируемых безответственными лицами и в корне подрывающих идею добровольчества. Чтобы все добровольческие организации действовали только с санкции всероссийского центрального комитета…
Из опубликованного в газете «Правда» заявления Союза социалистов Народной армии, 4 июля 1917 года.
За последний месяц в Петрограде и провинции создался целый ряд организаций, поставивших себе задачу формирования воинских частей, отличных, по их мнению, от существующих своей способностью к наступлению и имеющих право на особое имя ударных батальонов.
Союз социалистов Народной армии, в лице своего президиума, обсудив вопрос о нормальности такого присвоения частными организациями инициативы формирования этих батальонов, пришел к заключению, что такого рода деятельность этих организаций является крайне вредной и вносящей в армию раздоры и разлады…
Из резолюции армейского комитета тыла Северного фронта, 23 июля 1917 года.
…В ударные батальоны принимались без разбору все, вплоть до 12-летних юнцов. Следствием этого явилось то, что наряду с элементом сознательным и безусловно здоровым встречались элементы совершенно нежелательные и мешавшие работе... при записи комиссары совершенно не интересовались ни личностью, ни прошлым желающего попасть в ударные батальоны и, кроме того, давали явно ложные сведения об условиях формирования... Давали обещания, что по приезде в полк (где проводилось обучение волонтеров и формировался ударный батальон.— «История») они получат отпуск и т. д.
Направлялись в полк дети, сбежавшие из родительского дома, и командир полка был завален слезными телеграммами родителей об отправке детей и осаждался приезжавшими забрать детей домой.
Полк буквально стонал от сумятицы и беспорядка, и был момент, когда солдаты полка начали требовать удаления ударных групп... Среди ударников оказалась масса «венериков»…
Из публикации члена коллегии Центрального архивного управления РСФСР, директора Ленинградского института философии, лингвистики и истории профессора А. К. Дрезена «Петроградский гарнизон в борьбе за социалистическую революцию», 1932 год.
…Братанье на фронте, отказ выполнять оперативные распоряжения, участившиеся с конца апреля, толкнули буржуазию и ставку на создание специальных добровольческих ударных частей. Май-июнь — это рост всякого рода батальонов, полков и кораблей смерти. Прямая задача всех этих новых формирований — облегчить подготовляемое буржуазией наступление на фронте, которое должно было, по мнению правительства и ставки, «оздоровить» армию, было вызвано требованиями «союзников».
Понятно, что 40 000 человек, вступившие в ударные батальоны, являлись каплей в миллионной армии и изменить как-либо боевое положение фронтов, конечно, не могли. Таково же было положение и с национальными формированиями. Организация устойчивых добровольческих и национальных частей резко отставала от темпов разложения армии…