«Россия реагирует жестко»
Дмитрий Дризе — о потолке цен на российский газ
Глава Минэнерго России Николай Шульгинов вслед за президентом пригрозил Европе отключением газа. Это произойдет в том случае, если она введет так называемый потолок цен на российское топливо. Ранее Еврокомиссия объявила о продвижении в обсуждении этого вопроса. При этом многие страны сообщества выступают против. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Москва рискует потерять самый выгодный для себя рынок.
Решение о введении потолка цен на российский газ, как говорят в таких случаях, приняли за основу. Еврокомиссия сделала вывод, что в целом объединенная Европа эту меру поддерживает, пусть и с оговорками. Что касается особых мнений, то, как известно, Польша и Греция предлагают ввести фиксированные цены на весь импортируемый в ЕС газ — не только российский. То есть предполагается не разделять топливо на политически правильное и, соответственно, наоборот. Как известно, газ в ЕС помимо России поставляет Норвегия и Америка — сжиженный. Не факт, что партнеры такой перспективе обрадуются.
Как бы то ни было, потолок цен вводится не сейчас, а в перспективе 2023 года. Однако пока есть только наметки, но во что-то конкретное все это пока не воплотилось. Предстоит долгая цепь согласований и компромиссов.
Однако Россия уже реагирует жестко. Сначала президент Владимир Путин заявил, что мы работаем исключительно в рыночной среде. А то, что предлагает Еврокомиссия — явное нарушение действующих контрактов, так что нам ничего не остается, кроме как закрыть вентиль.
И вот министр энергетики Николай Шульгинов повторил этот тезис. Он назвал предполагаемые решения ЕС «картельным сговором». А если так, то себе в убыток мы торговать не можем, так что не будет вам никакого газа, уважаемые бывшие партнеры. Все это, конечно, хорошо, но может так статься, что никакой потолок и не понадобится.
В этой связи стоит обратить внимание на обещание канцлера ФРГ Олафа Шольца полностью отказаться от российского газа уже в декабре. Германия, как известно — это крупнейший покупатель топлива из России и по-прежнему лидер Евросоюза. И вот ее глава, федеральный канцлер, делает такое заявление. Видимо, его не пугает перспектива ни замерзнуть зимой, ни быть снесенным разгневанными массами замерзшего и голодного населения.
Но, собственно, и это не главное. Не нужно быть серьезным экономистом, чтобы понимать очень простое правило: при падении спроса и потребления и цены падают. А вот если что-то ограничивать искусственно, эффект может оказаться прямо противоположным.
Однако при любом сценарии Россия рискует потерять самый выгодный и платежеспособный европейский рынок, чего не случалось даже в советские времена в эпоху Холодной войны. Можно, конечно, об этом не сожалеть или считать, что у коллективного Запада не хватит сил сделать столь опасный шаг, но риск потерять немалую часть доходов бюджета существует, и это нужно как минимум принять к сведению.
Второй вопрос менее глобальный, но, тем не менее, вполне актуальный: что все-таки делать с «Северным потоком», который остановлен в связи с вытеканием то ли масла, то ли еще чего-то из последнего газоперекачивающего агрегата на станции «Портовая» в Ленинградской области? Компания Siemens готова устранить все неисправности, но российская сторона требует отменить санкции. И опять мы видим, что Запад настроен исключительно технически подходить к делу, то есть ремонтировать оборудование без какой-либо политики.
Но как тогда быть с денежными расчетами и исполнением контрактов? Возможно, предстоят суды с требованием компенсации убытков. Все это серьезно мешает текущему бизнесу и создает проблемы в дальнейшем. Впрочем, мы понимаем, что сейчас не до бизнеса. На кону борьба за многополярный мир. Хотя и там, наверное, нужно чем-то греться и на чем-то готовить пищу. Равно как торговать и получать прибыль.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".