«У нас президент на выборах меньше получает»
Юрий Зайцев избрался главой Марий Эл с результатом 82%
Новым главой Марий Эл, как и ожидалось, избран Юрий Зайцев, который с мая исполнял обязанности руководителя республики, а в прошлом работал в правительстве Калмыкии. За него проголосовали 82% избирателей. ЦИК Марий Эл заявил, что каких-либо существенных нарушений на выборах не было. Оппоненты господина Зайцева обращают внимание, что его победа была обеспечена «при рекордно низкой явке» (на участки пришли менее трети избирателей), которую, по их словам, могли специально «сушить». Эксперты считают, что после отказа КПРФ выдвигать своего кандидата победа самовыдвиженца Зайцева была предопределена. На выборы «пришли лояльные избиратели», а «нелояльным не за кого было голосовать» и они «остались дома».
Врио руководителя Марий Эл, самовыдвиженец Юрий Зайцев победил на выборах главы региона 11 сентября. По предварительным данным ЦИК РФ, после обработки 100% протоколов он набрал 82,44% голосов избирателей. За господина Зайцева проголосовали почти 141,7 тыс. жителей республики.
Второе место на выборах получил депутат Госсобрания Марий Эл Антон Мирбадалев (ЛДПР), у которого 13,6 тыс. голосов, или 7,9%. Другой депутат республики Наталия Глущенко («Справедливая Россия — За правду») набрала 5,75%. За нее проголосовали 9,9 тыс. человек. Валентина Злобина от Партии пенсионеров, в прошлом заместитель министра населения и труда Марий Эл, получила 2,28% (3,9 тыс. голосов). Еще почти 2,8 тыс. бюллетеней (1,9%) были признаны недействительными.
Напомним, Марий Эл с 2017 года руководил Александр Евстифеев (сменил Леонида Маркелова, который позже был осужден за взятку). Пять лет назад на выборах он получил 88,27%, выдвинувшись от «Единой России». В начале мая 2022 года господин Евстифеев обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой принять его отставку. Врио главы республики стал Юрий Зайцев, который ранее возглавлял правительство Калмыкии. Перед началом избирательной кампании депутаты госсобрания Марий Эл приняли закон, который позволяет участвовать в выборах самовыдвиженцам (до него кандидатов могли выдвигать только партии). Господин Зайцев воспользовался этим правом. КПРФ, как и пять лет назад, своего кандидата на выборы главы республики выдвигать не стала.
Вчера Юрий Зайцев не стал комментировать свою победу. «У Юрия Викторовича не было публичного выступления по итогам выборов. Он их прокомментирует после официального подведения итогов голосования. Дата инаугурации будет определена в ближайшее время»,— пояснили „Ъ“ в администрации главы Марий Эл. В день выборов господин Зайцев, сообщала его пресс-служба, «осмотрел избирательный участок №14 в Йошкар-Оле», а затем посетил пресс-центр ЦИК Марий Эл. «Происшествий нет. Все идет по плану. Я считаю, что все в порядке, процесс выборный идет. Каких-то там замечаний я не слышал»,— сказал он тогда журналистам.
В республиканском ЦИК также заявили, что день голосования «прошел в штатном режиме при самом высоком уважении конституционных прав избирателей». «Нарушений общественного порядка и безопасности в ходе выборов в Республике Марий Эл допущено не было»,— заверила глава избиркома Ирина Татаринова. В то же время 11 сентября ЦИК республики получил девять жалоб. Только одну жалобу в комиссии признали обоснованной — на «нарушение графика работы» территориального избиркома (ТИК).
Кандидат ЛДПР Антон Мирбадалев заявил „Ъ“, что выборы прошли при «рекордно низкой явке». По данным ГАС «Выборы» она составила 32,4% (в 2017 году на выборах главы региона она превышала 43%).
Господин Мирбадалев считает, что явку «что называется сушили». В день выборов он говорил, что «в соцсетях и чатах пошла очередная волна рассылки фейковой информации, направленной на снижение явки». Кандидат выложил в свой Telegram-канал скриншот «фейка»: сообщение якобы от ЦИК республики, что на избирательных участках можно голосовать только после сдачи ПЦР-теста на COVID-19. «Кто-то делает все, чтобы на участки пришло как можно меньше людей. То рассказывают, что голосовать бессмысленно, то новая вспышка ковида, то на участках требуют сертификат о прививке от ковида. Все это ложь!» — указал господин Мирбадалев. В беседе с „Ъ“ он также пожаловался на «слабое информирование избирателей о выборах», но считает, что его результат «неплох». «Рассчитывали на чуть большую поддержку. Но мой результат выше предыдущих лет среди кандидатов от ЛДПР»,— отметил партиец.
Наталия Глущенко заявила, что «дело не в процентах, а в том», что почти 10 тыс. человек «несмотря ни на что пришли» и поддержали кандидата «Справедливой России». «Это была беспрецедентная избирательная кампания — и по объему потраченных средств, и по степени боязни власти — вас отговаривали, обманывали, запугивали — но вы все равно оставили все свои дела и пришли на избирательные участки»,— написала она в социальных сетях.
«Итоги выборов, как и явка избирателей в Марийской республике, конечно, были прогнозируемыми»,— говорит марийский политолог Константин Строкин. Однако он все же считает «внезапностью», что «Юрий Зайцев как-то слишком непринужденно, легкой походкой перешагнул 80-процентный рубеж». Он также обратил внимание, что кандидат ЛДПР не смог набрать 10%, хотя «по наружной уличной агитации даже перегнал Юрия Викторовича». При этом господин Строкин полагает, что за господина Зайцева «поставила галочку доля „красного“ электората». «Не явившиеся на участки в подавляющем большинстве осознавали, что победит Зайцев. Таким образом, в их неучастии также выражается поддержка главы республики»,— заключил политолог.
Политтехнолог Константин Калачев, наоборот, считает, что на выборы «пришли лояльные избиратели», а «нелояльным не за кого было голосовать» и они «остались дома».
«Понятно, что после того, как КПРФ отказалась выдвигать своего кандидата, у Юрия Зайцева не могло быть проблем с избранием»,— указывает эксперт. Он полагает, что жители республики дали ему «кредит доверия». «Человек новый, антирейтинг он не успел набрать. Среди элит есть консенсус. А явку сушили его оппоненты, которые не вели кампанию. Другой вопрос, нужно ли было с таким счетом побеждать? У нас президент на выборах меньше получает»,— заключил господин Калачев.