Перезагрузка социальных инициатив
«Ъ-Юг» провел в Ростове-на-Дону конференцию, посвященную новым путям региона к целям устойчивого развития
С начала 2022 года изменились не только геополитическая ситуация, управленческие и инвестиционные приоритеты российского бизнеса. Произошла корректировка социальных проектов предприятий. Вовлечение работников и их семей, молодежи и потенциальных сотрудников в социальные, экологические и культурные проекты повышает личную эффективность, влияет на благополучие и репутацию компании, формирует отношения с другими сообществами, является эффективным инструментом для достижения целей устойчивого развития. Стремление к ним должно учитывать национальные цели и региональные приоритеты. К таким выводам пришли участники конференции «Социальные инициативы: новые пути к целям устойчивого развития», которые организовал ИД «Коммерсантъ-Юг».
В соответствии с концепцией ООН, устойчивым является развитие, при котором текущая деятельность и удовлетворение потребностей современного общества не приводят к негативным последствия (климатическим, экологическим, социальным, экономическим), а реализация индустриальных проектов должна идти через бережное отношение к окружающей среде и заботу о будущих поколениях. На это и ориентированы 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые Генассамблея ООН утвердила в 2015 году. ЦУР нашли отражение в ESG: от англ. E (environmental — экологическая), S (social — социальная) и G (governance — корпоративная, управленческая ответственность).
Конференцией «Социальные инициативы: новые пути к целям устойчивого развития» «Коммерсантъ-Юг» продолжил серию аналогичных мероприятий, стартовавшую еще три года назад — осенью 2019-го. Конференция проходила в смешанном формате — офлайн + онлайн. Приглашенные эксперты представили практики социального партнерства и обсудили механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества, обменялись опытом реализации волонтерских проектов, рассказали о новом тренде на wellbeing (благополучие сотрудников) и программах обучения ESG-принципам.
Ориентация на человека
Как отметила Нина Морозова, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), экосистема устойчивого развития базируется на трех китах: экономика, экология и социальная сфера. «Но именно осознание социальных проблем стало толчком к образованию концепции устойчивого развития, — подчеркнула госпожа Морозова. — Эта модель человекоцентрична. Человек является самым важным элементом устойчивого развития. Россия активно включается в эту повестку».
Эксперт напомнила, что с 2020 года в России объявлено десятилетие активных действий по достижению ЦУР и изменению мира, появляются различные программные документы по пересмотру социальной, экологической и экономической политики, национальные проекты синхронизируются с целями устойчивого развития.
Представляя карту основных стейкхолдеров в социальной повестке устойчивого развития, Нина Морозова обратила внимание на несколько важных моментов. Первый касается уровня страхов и тревог, которые переживают россияне в 2022 году. Несмотря на серьезное обострение геополитической обстановки, к главным опасениям граждан все же относится рост социальной несправедливости и неравенства между людьми, а также страхи снижения качества жизни (согласно последнему исследованию ВЦИОМ). Это, кстати, подтверждают и опросы другой аналитической организации — «Левада-Центра». «Но здесь мы также видим опасения, связанные с кризисом морали и нравственности, ростом миграции и нарушением сложившегося порядка», — пояснила Нина Морозова. Еще один важный аспект — усиление роли федеральной власти в повестке устойчивого развития, что требует дополнительных ресурсов. «На фоне стремительно меняющихся условий сложно прогнозировать и строить далеко идущие стратегические планы. Необходимо постоянно донастраивать механизм госуправления, решать такие задачи нацпроектов, как, например, демография и сбережение населения, и устранять дисбалансы, возникающие в рамках развития территорий и в целом некоммерческого сектора», — подытожила эксперт. Наконец, зачастую у региональной и муниципальной власти отсутствует системный подход в работе с повесткой устойчивого развития. Многое, по мнению госпожи Морозовой, делается формально, для галочки, нет устойчивых каналов коммуникации представителей местной власти с бизнесом и некоммерческими организациями. «У представителей региональной и муниципальной власти нет понимания того, что НКО и различные сообщества — это ценный ресурс для развития территории и как с таким ресурсом эффективно взаимодействовать», — резюмировала представитель АСИ.
НКО — очень важный стейкхолдер, которому крайне необходимы поддержка власти, импакт-инвестиции, устойчивые связи с бизнесом. Но, к сожалению, коммуникации на многих территориях довольно слабые и наблюдается низкая активность людей, признала Нина Морозова. По ее мнению, участникам некоммерческого сектора часто не хватает знаний, информации о существующих мерах поддержки, возможностях и путях для развития. Схожие проблемы характерны для развития местных сообществ и волонтерства.
Таким образом, трансформация повестки устойчивого развития должна базироваться на систематизации мер и механизмов господдержки, агрегации информации о вовлечении ключевых участников в эту повестку и опираться на новые модели взаимодействия с достижением оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. В основе трансформации — рост уровня доверия как стимула социально-экономического развития и влияния на общественное здоровье, что особенно важно в условиях необходимости адаптации к происходящим процессам и изменениям. Также важным является усиление роли «третьего сектора», который решает насущные, наиболее актуальные задачи гражданского общества в экосистеме устойчивого развития. «Безусловно, для системного ответа глобальным вызовам необходимо уходить от фрагментарности, развивать стимулы устойчивого развития для того, чтобы факторная модель заинтересованности в решении социальных проблем работала максимально эффективно. Это и система мер поддержки, которая вырастает из показателей нацпроектов с приоритетом общественно значимых результатов, а также устранение дисбалансов и диспропорций путем направления внимания и ресурсов на наиболее проблемные зоны институтами развития и грантодающими организациями», — подытожила эксперт.
По словам управляющего директора по проектам развития Национального Рейтингового Агентства (НРА) Виктора Четверикова, все три фактора повестки устойчивого развития (экологический, социальный и управленческий) важны для достижения внутренних целей — национальных приоритетов. При этом, подчеркнул эксперт, в субъектах России огромное значение придается социальному аспекту, развитию человеческого капитала и соблюдению прав граждан. «По результатам рейтинга устойчивости регионов, например, в Ростовской области отмечается положительная динамика в снижении уровня бедности, повышении уровня жизни населения, есть положительная динамика по реализации программ переселения из ветхого и аварийного жилья, благоустройства жилищного фонда, — уточнил господин Четвериков. — Ростовская область — традиционный флагман высшего образования: входит в топ-15 в России по этому показателю. В регионе отличное обеспечение профессорско-преподавательским составом. Но есть факторы, на которые власти надо обратить внимание и по возможности исправить ситуацию. Это, в частности, строительство и реконструкция школ и дошкольных образовательных учреждений. Сейчас регион занимает в РФ 73-е место по обеспеченности местами в детских садах и 47-е — по решению в школах проблемы второй и третьей смен. Решение таких задач крайне важно для повышения социальной значимости региона».
Топ-менеджер добавил, что актуальным является развитие на Дону системы здравоохранения. Показатель наличия больничных коек на душу населения в области далеко не самый высокий в стране, и очень тяжелая ситуация — с кадровым обеспечением медучреждений. «Все это требует пристального внимания руководства региона», — резюмировал Виктор Четвериков. По его мнению, расшивка узких мест позволит Ростовской области продвинуться по пути реализации повестки устойчивого развития и повышения инвестиционной привлекательности.
Маргарита Середа, заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты», подчеркнула, что сейчас самая главная задача — развитие человеческого капитала, которая находит отражение и в национальных проектах России. Они направлены на социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни и создание условий для самореализации каждого жителя. В свою очередь, бизнес и общественные организации вносят свой вклад в общегосударственные задачи. АНО «Национальные приоритеты» выступила инициатором и реализатором национального рэнкинга «Наш вклад» — рэнкинга вклада бизнеса и НКО в достижение национальных целей и реализацию национальных проектов.
По словам эксперта, многие участники национального рэнкинга «Наш вклад» — представители бизнеса и НКО — заявили о своем намерении и далее инвестировать в социальные и благотворительные программы. По данным рэнкинга, 61% от общего числа участников предоставил финансовые данные, объем социальных инвестиций которых превысил 4 млрд руб. Наиболее популярными для реализации социальных программ стали национальные проекты «Образование», «Экология» и «Демография».
Директор АНО «Интегра» Оксана Барабицкая рассказала об успешных социальных проектах, реализованных в Ростовской области. Так, в Кагальницком и Азовском районах Ростовской области был реализован проект «Токамак». «Проблемы у этих районов разные. Понять их можно непосредственно на месте, погрузившись в муниципалитет, — подчеркнула госпожа Барабицкая. — Мы проводили мероприятия, в которых участвовали представители власти, бизнеса и гражданского общества. В каждом из районов увидели, что люди готовы делиться своими идеями и инициативами, но для людей важно, чтобы их услышали. И для них очень важно продолжение, понимание того, как будут развиваться эти идеи».
Эксперт заметила, что коммуникативный канал «бизнес — власть — общество» далеко не всегда работает. «Причем не только в том смысле, что людей власть не слышит, как принято традиционно считать, — отметила директор АНО. — У нас был комментарий от представителей власти о том, что ее люди не слышат и ничего не знают ни о проектах, ни о грантах, несмотря на публикации и сообщения. Становится очевидным, что для всех заинтересованных в реализации социальных проектов сторон важно формировать единое информационное поле».
Творить добро по всей стране
Артем Метелев, Председатель комитета Госдумы РФ по молодежной политике, руководитель платформы «ДОБРО.РФ», Председатель совета Ассоциации волонтерских центров, отметил, что общество иначе смотрит на социальные проблемы, не боится их решать. «Люди приходят и по одному и командой, — уточнил депутат. — Если в 2013 году было 3% россиян, участвующих в волонтерских проектах, то сейчас их 19%. Рост в восемь раз. При этом, среди молодежи волонтеров 30%. Формируется культура взаимопомощи, которая крайне востребована в современной России».
Господин Метелев добавил, что на платформе «Добро.ру» зарегистрировано более 40 тыс. организаций и их число с каждым годом растет. Однако качество работы этих организаций — разное. «Случается, что руководство таких НКО совершает ошибки, которые приводят к тому, что люди разочаровываются в волонтерстве и перестают им заниматься, — признал эксперт. — Растет число бывших волонтеров. Сегодня таких в России уже 10%. И это огромная проблема. Люди ушли из благотворительности из-за эмоционального выгорания и ошибок организаторов».
По наблюдениям Артема Метелева, зачастую некоммерческие организации не знают, какие меры поддержки существуют как в отдельном в регионе, так и в стране в целом. Хотя на самом деле таких мер много, и много денег выделяется сейчас на некоммерческий сектор, уверен глава Ассоциации волонтерских центров. По его словам, институциональных мер поддержки реально много, но информация о них сильно децентрализована, разбросана по разным сайтам и программам, поэтому «любой адекватный человек все это узнать и понять просто не может». «Мы решили помочь организациям, которые хотят стать (либо уже являются) драйвером социальной повестки у себя в городе, — заверил господин Метелев. — И упаковали в социальную франшизу продукт, который назвали “Добро.Центр”. Сегодня каждый четвертый россиянин готов стать добровольцем, но не знает, как это сделать. Кстати, это первый по количеству упоминаний ответ, согласно проведенному нами опросу. Далее идут ответы “у меня нет времени” и “я уже немолодой”. Это стереотипы, которые надо разрушать при помощи коммуникационных кампаний».
«Добро.Центры» команда Метелева намерена открыть в каждом городе России. Они будут работать в режиме одного окна по аналогии с МФЦ, помогать тем, кто нуждается в помощи, и тем, кто желает помощь оказывать, то есть потенциальным волонтерам. «Мы поставили амбициозную цель — за три года открыть такие центры в каждом из 1117 городов РФ (в Ростовской области планируем открыть такие центры в каждом муниципалитете в течение двух лет). Мы надеемся, что это поможет переломить негативный тренд на отток волонтеров и помочь тем, кто хочет заниматься благотворительностью, но не знает, каким образом. В итоге в стране появится специализированная инфраструктура (сеть “Добро.Центр”)».
Эта программа стартовала в декабре 2021 года. На сегодняшний день работа идет с опережением графика: инициаторы проекта получили заявки из 275 городов. «Конечно, вернуть 10% тех, кто разочаровался и ушел, будет тяжело. Но более важно не допустить оттока из волонтерства новых людей, чтобы ошибок, которые допускают организаторы, было меньше. И чтобы волонтерство стало в нашей стране нормой жизни. А это значит, что волонтеров в России должно быть минимум в полтора раза больше, чем сейчас», — резюмировал Артем Метелев.
По словам руководителя Южного регионального совета по корпоративному волонтерству Алисы Андреевой, компании из самых разных сфер бизнеса, развивая практики корпоративного волонтерства, вносят существенный вклад в решение социальных и экологических проблем на территории своего присутствия. «Участие в Национальном совете по корпоративному волонтерству (НСКВ) и в его региональных представительствах позволяет обмениваться опытом, совместными усилиями разрабатывать и реализовывать наиболее результативные проекты, — пояснила госпожа Андреева. — НСКВ за годы существования стал эффективной платформой для взаимодействия и обмена лучшими практиками независимо от отрасли или числа сотрудников. Эта работа продолжается и сейчас на основе общих ценностей. Сегодняшняя дискуссия в очередной раз продемонстрировала, что корпоративное волонтерство — неотъемлемая часть бизнес-стратегий многих компаний и один из важных инструментов достижения целей устойчивого развития, способствующих положительным социальным изменениям в тех регионах, где мы живем и работаем».
Анна Ефимова, инспектор по производственно-техническим вопросам отдела инспекции, контроля и по работе с обращениями граждан службы управления делами Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД, входит в структуру ОАО «РЖД»), пояснила, что к корпоративным волонтерам у них относят сотрудников компании, членов их семей, студентов профильных учебных заведений, школьников и работников детских железных дорог, а также неработающих пенсионеров. «Это наши серебряные волонтеры, — пояснила госпожа Ефимова. — Порой они проявляют невероятную активность, побольше, чем молодые и не такие опытные сотрудники компании».
По словам спикера, ОАО «РЖД» взаимодействует с благотворительным фондом «Почет», который проводит многочисленные грантовые конкурсы. «Многие из наших волонтеров в этих конкурсах участвуют и, используя данный опыт, подают заявки на участие в федеральных конкурсах, выигрывают гранты, реализуют свои социальные инициативы», — рассказала Анна Ефимова.
Волонтеры компании зарегистрированы на платформе «Добро.ру», где отражаются все социальные мероприятия и проекты СКЖД. «Несмотря на то что волонтерство — деятельность добровольная, у нас она регламентирована нормативными документами, — сообщила госпожа Ефимова. — В частности, есть положение о корпоративном волонтерстве. Многотысячный коллектив надо контролировать, понимать цели и задачи, которые стоят перед волонтерами, знать их обязанности и права. И делать так, чтобы волонтеры тоже это все знали и понимали».
Спикер разъяснила, что в «РЖД» есть шесть направлений волонтерской деятельности:
- 1) здоровый образ жизни;
- 2) образование и наставничество;
- 3) культурно-историческое наследие;
- 4) безопасность на железнодорожном транспорте;
- 5) экологическое волонтерство;
- 6) социальное волонтерство.
Причем последнее в современных реалиях привлекает к себе все больше внимания, отметила госпожа Ефимова. «Например, один из наших проектов — помощь беженцам из Луганской и Донецкой народных республик. С февраля 2022 года реализовали более 200 мероприятий в рамках поддержки прибывших в регион жителей ЛНР и ДНР», — уточнила представитель СКЖД.
Директор по развитию консалтинговой компании You Social Полина Савельева заметила, что сейчас в крупных компаниях наблюдаются изменения в подходах к корпоративному волонтерству. «Они связаны с глобальными вызовами и стрессом у потенциальных волонтеров. Ключевой, на наш взгляд, является проблема их вовлечения в проекты корпоративного волонтерства, — пояснила госпожа Савельева. — И задача — обеспечить это вовлечение, не потерять людей, помочь им преодолеть барьеры, связанные как со стрессом 2022 года, так и с последствиями пандемии коронавируса».
В последние годы, по словам эксперта, на повестку корпоративного волонтерства смотрят как на значимую часть HR-функции. «Это про то, как мы смотрим на карьерную траекторию волонтера, как участие в проектах влияет на его развитие и продвижение в кадровый резерв, — пояснила Полина Савельева. — И последний год мы смотрим на то, как люди, являющиеся ядром корпоративного волонтерства, становятся внутренними лидерами. В первой половине 2022 года в компаниях, с которыми работаем, мы наблюдали снижение вовлеченности волонтеров в реализацию проектов. Сейчас ситуация постепенно улучшается».
Эксперт представила три ключевых фокуса, в рамках которых сейчас формируется подход к развитию волонтерских проектов. Первый — поддерживать лидеров, команду и партнеров, тех, кто вовлекает остальных в повестку корпоративного волонтерства. Второй фокус — сохранять информационное присутствие во всех внутренних и внешних коммуникациях, даже если в компании внешние коммуникации временно заморожены, как было в первой половине 2022 года у целого ряда компаний. «Это все равно рассказ о том, как компания в ближайшее время планирует достигать целей и развивать проекты», — пояснила Полина Савельева. Третий фокус — перепозиционирование волонтерства из чистого добровольчества в сферу для личного выбора и влияния, карьерного роста. «Это важно сейчас. По опыту работы с нашими компаниями-партнерами мы видим, что в некоторых из них корпоративное волонтерство откатывается назад, когда инициативу приходится спускать сверху, а не ожидать ее снизу из-за слабой вовлеченности людей и стресса, который они испытывают в текущем году. Но это один из этапов работы компаний в нынешних условиях. Его нужно проходить, работать, а не бояться», — резюмировала эксперт.
Качество жизни в городах: игра на повышение
Как рассказал Андрей Самохин, главный управляющий директор госкорпорации «ВЭБ.РФ», в 2021 году они запустили информационно-аналитическую платформу «Индекс качества жизни», которая позволяет оценивать эффективность реализуемых в стране социально значимых проектов по 12 направлениям (доступность жилья, возможность заработка, здравоохранение, образование и т. д.) и более чем 270 показателям.
«При создании платформы мы прежде всего руководствовались такими критериями, как эффективность (в том числе и инвестиций в проекты) и перспективные направления развития городов, — сообщил господин Самохин. — До 2018 года ВЭБ не занимался городским развитием. Сегодня мы присутствуем с проектами в мегаполисах, региональных и промышленных центрах — занимаемся всем комплексов проектов, связанных с формированием инфраструктуры и программами, которые положительно влияют на устойчивое развитие (экологические, социальные и управленческие решения). Мы взяли лучшие мировые методики оценки качества жизни в городах и адаптировали их под наши условия, с упором на человекоцентричный подход».
По мнению Андрея Самохина, размещенная на платформе ВЭБа информация — это самая полная в стране база данных по развитию городов. Она в открытом доступе, с ней могут работать ученые, аналитики, эксперты — все, кому для работы необходимы такие данные. Они позволяют объективно оценивать ситуацию на конкретной территории, ее перспективы, определять то, какие проекты необходимо реализовывать здесь в первую очередь.
Например, сейчас в Таганроге ВЭБ участвует в проекте реформирования трамвайной сети, который позволит повысить экологичность городского транспорта и его мобильность, расширить парк современного и удобного подвижного состава. Это не только качественно улучшит транспортную инфраструктуру, но и в целом положительно скажется на устойчивом развитии Таганрога, его экологии и качестве жизни горожан.Пока индекс ВЭБа работает на данных 115 городов. До конца 2022 года количество городов, входящих в индекс, увеличится до 200, резюмировал Андрей Самохин.
Виталий Черевко, генеральный директор «Газпромнефть – Битумный терминал Юг», рассказал о совместном с Московским центром урбанистики социальном проекте в Сальске. Цель – создать атмосферу комфорта, безопасности, в которой горожанам одинаково приятно жить, работать, проводить время с детьми, заниматься спортом и хобби. «Проект реализован в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть», – уточнил Виталий Черевко. – Программа направлена на повышение качества жизни в регионах деятельности компании через поддержку инициатив местных сообществ. Для жителей Сальска мы провели онлайн-голосование, во время которого они могли самостоятельно выбрать локацию для ее дальнейшего преобразования. Было предложено три места: амфитеатр и летняя сцена в парке на улице Ванцетти, бульвар на улице Ленина и площадка у шахматного клуба. В голосовании участвовали более 500 человек. В итоге сальчане выбрали амфитеатр и летнюю сцену. Проект сопровождала информационная кампания под девизом «Меняем Сальск вместе» в СМИ и соцсетях для того, чтобы привлечь к голосованию как можно больше горожан».
25 и 26 июня этого года десятки сальчан пришли на улицу Ванцетти – поддержали идею преобразить амфитеатр и сцену. Для этого они готовы были пилить, красить, ремонтировать, очищать и благоустраивать. Мероприятие также поддержала районная администрация. В завершении на обновленной сцене выступили творческие коллективы Сальска. «Мы стараемся быть для города надежным партнером в вопросах повышения качества жизни и поддержки социальных инициатив, – подчеркнул Виталий Черевко. – Особенность данного проекта в том, что мы стремились к личной вовлеченности жителей в процесс преобразования городской территории. И мы эту задачу решили: начиная от выбора пространства и заканчивая его обновлением. Такая работа важна для гармоничного развития Сальска и самих жителей. Мы продолжим преобразовывать наш город».
По словам Полины Савельевой, сейчас многие компании ищут для своих реализованных проектов связку и с национальными проектами, и с целями устойчивого развития ООН. «Это делается для того, чтобы у компании было больше опорных точек, чтобы фокус был направлен именно на решение в стране внутренних социально значимых задач, — пояснила эксперт. — Есть значительная важность в развитии трехстороннего диалога, когда мы говорим о значимости проектов крупных компаний на территории присутствия их предприятий. Более полугода мы видим, что здесь важен не только трехсторонний диалог и его настройка, но и в целом учет мнений всех стейкхолдеров при реализации в регионах социально значимых проектов. Работа не является эффективной, если при реализации проектов компания ориентируется только на ЦУР и не учитывает национальные приоритеты и не соотносит такую работу с социально ориентированными программами региона присутствия».
Полина Савельева добавила, что нынешние условия рождают триптих из ESG-практик: понижение расходов, повышение доходов и комплексная устойчивость бизнеса. «На наш взгляд, эти три критерия сейчас будут ключевыми при определении финансирования тех или иных социальных проектов компаний и национальных институтов развития, — сказала эксперт. — Для того чтобы привлекать в регионы социальные инвестиции и более эффективно реализовывать проекты, представителям власти, бизнеса и местных сообществ важно учитывать ожидания всех заинтересованных сторон. Несколько лет и довольно много в стране говорится об импакте и оценке эффектов социального воздействия. Однако о связке общих метрик с метриками регионов стали говорить совсем недавно».
Есть такие фундаментальные элементы социальных изменений, как поддержка инициатив и амбассадоров, системное мышление, масштабирование успешных практик. «При реакции на вызовы, с которыми сейчас сталкиваемся, системный подход позволяет решать проблемы, а не просто смотреть на то, что происходит», — заметила Полина Савельева.
Она привела в пример Ростовскую область, у которой, по мнению эксперта, есть «большая зрелость» в деле реализации повестки устойчивого развития. «Этот регион первым в России подготовил и выпустил статистический отчет по достижению ЦУР (где как раз таки прослеживается взаимосвязь глобальных целей с национальными проектами и региональными приоритетами). Сборник был издан в Ростовской области в 2019 году. И сейчас, три года спустя, мы видим, что это хороший кейс и очень правильный формат (информирования всех заинтересованных сторон), который стоит взять на вооружение и другим субъектам РФ», — уверена Полина Савельева. При этом она заметила, что и на Дону, несмотря на все плюсы, есть проблемы с вовлеченностью людей, которая из-за факторов стресса 2022 года сейчас несколько снижена. Компаниям и национальным институтам развития важно формировать повестку самостоятельно, ожидать меньше инициативы и давать больше конкретных инструментов, больше проектов, которые смогут заинтересовать потенциальных волонтеров, и они смогут в это погрузиться, принять в реализации самое активное участие, подытожила директор по развитию You Social.
Новые составляющие ESG-повестки
Алла Киселева, руководитель Центра устойчивого развития Южного федерального университета (ЮФУ), обратила внимание на то, что в России не сложился подход, при котором сформирован институт уважения к социально ответственным предприятиям, для них нет соответствующих налоговых льгот. «Такие льготы были в 1990-е, на заре развития рыночных отношений в России, — напомнила госпожа Киселева. — Однако в то время не было должного контроля за предпринимателями и предприятиями, получавшими такие льготы. В итоге их убрали из федерального законодательства. Таким образом, социально ответственные предприятия делают добрые дела, реализуют социальные проекты исключительно добровольно, ориентируясь, скорее всего, только на позицию своих руководителей и акционеров».
По мнению Аллы Киселевой, задача высшей школы в том, чтобы выращивать профессиональные кадры, способные на любом уровне ответственно подходить к реализации повестки устойчивого развития, ESG-трансформации, при которой социальный и экологический аспекты, забота о здоровье людей и человекоцентричный подход — главные векторы. «У нас есть специализированные образовательные программы в рамках бакалавриата, магистратуры или ДПО. В частности, магистерская программа ЮФУ “Управление устойчивым развитием (ESG)” пользуется сейчас высокой популярностью. Мы практически в два раза превысили плановый показатель по набору. Среди участников программы в основном представители финансовой сферы и промышленного производства, а также специалисты по экологической ответственности и экологической безопасности, которым не хватает базовых знаний и опыта. Между прочим, интерес к программе есть не только в Ростовской области и в других регионах России, но и, например, в Казахстане, где ESG-повестка развивается очень активно, а уровень образования не устраивает потребителей», — отметила Алла Киселева.
Марина Безуглова, исполнительный директор компании Ipsos в России, руководитель направления Healthcare региона Центральная и Восточная Европа, рассказала о такой важной составляющей повестки устойчивого развития, как wellbeing (благополучие сотрудников). «Счастливый работник способен быть эффективным и вовлеченным, вносить весомый вклад в развитие своей компании и всего общества, — подчеркнула эксперт. — Сейчас корпоративные программы, направленные на благополучие сотрудников, важны как никогда. То, что мы переживаем последние два года, — это беспрецедентные вызовы, которые серьезно влияют на наше ментальное здоровье. Сейчас мы живем в очень хрупком, тревожном, непостижимом мире, и любому человеку адаптироваться в этих условиях довольно сложно. Поэтому работодатели могут и должны прийти на помощь своим сотрудникам, оказывать им социальную, психологическую и другую поддержку через реализацию на предприятиях соответствующих программ».
По словам госпожи Безугловой, согласно исследованию, которое Ipsos проводила в 2021 году в 30 странах, с начала пандемии в среднем по миру у 45% населения ухудшилось ментальное здоровье, показатель в России — 42%. «Тренд на wellbeing стал своеобразным ответом на сегодняшние вызовы, — заметила эксперт. — По нашим данным, 83% людей говорят о том, что предпочли бы успешной карьере хороший баланс работы и личной жизни. В заботе о карьере можно выгореть и в итоге никуда серьезно не продвинуться. Гораздо важнее иметь хорошее здоровье и благополучие, которые для многих становятся сейчас важнейшей ценностью. Кроме того, проведенные исследования доказали, что рост благополучия сотрудников приводит и к существенному росту бизнес-показателей компании».
По мнению Марины Безугловой, благополучный и счастливый человек с удовлетворенными базовыми потребностями способен принимать оптимальные решения и работать на благо общества и всей планеты. «Когда мы говорим о каких-то проблемах общества, то забота о здоровье и благополучии каждого человека позволит в итоге решить все эти проблемы. Именно в благополучии человека — залог устойчивости мира», — подытожила топ-менеджер.