В метро пустили «Балтийца»
В новых составах не учли московский опыт
Поезд нового поколения «Балтиец» производства АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (дочернее предприятие АО «Трансмашхолдинг», ТМХ) начал испытательные выезды в метро Санкт-Петербурга. Презентация состава прошла 13 сентября в депо «Автово». До начала ноября восьмивагонный состав будет курсировать без пассажиров по «красной» ветке, а затем поступит в эксплуатацию. По словам экспертов, ввод новых составов — мера необходимая, но она должна проводиться вместе с открытием новых станций, о которых заявляли ранее. Кроме того, состав можно было бы сделать более технологичным, предусмотрев беспилотный режим и сквозные проходы по опыту столицы.
АО «Трансмашхолдинг» передало ГУП «Петербургский метрополитен» на испытания первый восьмивагонный поезд модели «Балтиец», созданный специально для работы в Северной столице. Передача состоялась в рамках договора, который был заключен между Петербургским метрополитеном и компанией «Трансхолдлизинг» (входит в ТМХ) 26 августа 2022 года. Как уточнили в администрации Санкт-Петербурга, договором предусмотрена поставка 950 вагонов в течение девяти лет (срок контракта до 2031 года). Закупка осуществляется по лизинговой системе с финансированием за счет средств Фонда национального благосостояния и корпорации ВЭБ.РФ. Стоимость сделки — 242,6 млрд рублей. Согласно контракту, город будет «расплачиваться» с «Трансхолдлизингом» в течение 25 лет.
По словам губернатора Александра Беглова, закупка производилась в рамках масштабной программы обновления всего городского транспорта. «Нынешний заказ — крупнейший за всю историю петербургского метрополитена»,— отметил на мероприятии глава Санкт-Петербурга. В эксплуатации метрополитена находятся более 1900 вагонов, из них 40% служат сверх нормативного срока в 30 лет.
«Есть большая программа. В соответствии с ней практически половина парка метрополитена Санкт-Петербурга должна быть обновлена. Это новый состав, который представлен на новом российском приводе с множеством новых современных функций»,— отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов на мероприятии.
Как уточнил вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков, первый состав «Балтийца» будет проходить обкатку без пассажиров до ноября. Затем будет осуществляться полноценная эксплуатация. В будущем планируется заменить составы на первой «красной» линии, второй «синей» ветке и половину составов на пятой «фиолетовой» ветке.
В АО «Трансмашхолдинг» отметили, что поставщиком подвижного состава является расположенный в Петербурге Октябрьский электровагоноремонтный завод, а доля материалов, узлов и деталей отечественного происхождения достигает 90%.
Посадка-высадка в новых вагонах будет происходить быстрее за счет расширенного дверного проема. В оформлении внешнего вида и интерьера использованы серый и красный цвета. В отличие от составов московского метро, в «Балтийце» отсутствуют сквозные проходы.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» в 2021 году получило выручку от продаж на 2,6 млрд рублей. При этом убыток предприятия составлял по итогам прошлого года 95,5 млн рублей. Основными контрагентами компании были АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Метровагонмаш», ООО «Локотех-Сервис», ГУП «Петербургский метрополитен».
«Сейчас на международном рынке тягового состава и на рынке пассажирско-железнодорожного транспорта в России происходят одни и те же тренды. Крупнейшие покупатели стараются заключать контракты, которые структурированы таким образом, чтобы оплата проходила в процессе функционирования. В данном случае контракт включает в себя не только поставку техники, но и сервисное обслуживание. Сам план обновления не является беспрецедентным. Пример тому крупные контракты московского метрополитена. Но есть ключевой риск. В московском регионе это сопровождалось интенсивным строительством и вводом новых линий для повышения эффективности транспортного обслуживания и решения задач по транспортной доступности. А в Санкт-Петербурге ситуация выглядит принципиально по-другому. У нас строительство метро очень сильно запаздывает. Планы амбициозные, но верится в них крайне сложно, несмотря на то что даже получены дополнительные доходы от налоговых поступлений "Газпрома" и они будут направлены на строительство метро»,— считает генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
По словам эксперта, при обновлении составов важно предусмотреть возможность перехода к беспилотным технологиям.