Европа отошла от потолка
Но вернется к обсуждению лимита цен на газ к октябрю
Еврокомиссия, которая 7 сентября предложила ввести ограничения на стоимость российского газа, уже спустя неделю отказалась от собственной идеи. Хотя очевидно, что ее обсуждения продолжатся, несмотря на возражения стран, для которых «Газпром» является единственным поставщиком. Эксперты указывают на слабые шансы реализовать инициативу по установлению ценового потолка на российское сырье и ее вредность для газового рынка в целом.
Лимит требует доработки
Еврокомиссия (ЕК) в середине сентября представила свои финальные предложения по новым мерам, которые должны помочь стабилизировать ситуацию в энергетической сфере Евросоюза (ЕС). Они включают обязательные ограничения для стран ЕС по потреблению электричества в пиковые часы, а также особые налоги на сверхприбыль генерирующих компаний — «взнос солидарности». В частности, ЕК предлагает участникам союза собирать минимум треть с той части прибыли компаний за 2022 фискальный год, которая превышает 20-процентное увеличение по сравнению со средней прибылью за предыдущие три года. Изъятые сверхдоходы планируется направлять на поддержку наиболее уязвимых домохозяйств, сильно пострадавших от цен на энергию компаний и энергоемких отраслей экономики Евросоюза. Дополнительные доходы могут составить около €25 млрд.
В то же время в представленном перечне инициатив ничего не говорится об установлении лимита цен на газ из России, который министры энергетики стран ЕС обсуждали на экстренном совещании 9 сентября. В повестку встречи этот вопрос за два дня до назначенной даты внесла Еврокомиссия. Но спустя неделю в Брюсселе заявили, что тема установления ценового потолка требует дополнительной проработки. В пресс-релизе регулятора лишь отмечается, что ЕК «углубит обсуждение с государствами-членами наилучших способов снижения цен на газ, также анализируя различные идеи по предельным ценам».
Оптовые цены на газ отреагировали на такие новости ростом. К закрытию торгов на лондонской бирже ICE 14 сентября котировки подскочили на 10,6%, вплотную приблизившись к отметке $2,3 тыс. за 1 тыс. кубометров.
Один на всех и все на одного
Сейчас рассматриваются два основных варианта установления ценового потолка, который может быть как фиксированным, так и относительным. Так, по неофициальным данным, Еврокомиссия рассчитывала на предел в €50 за МВт•ч (около $540 за 1 тыс. кубометров), что примерно в четыре раза ниже текущих цен. Но позднее итальянский министр экологического перехода Роберто Чинголани говорил об уровне 60–65% от биржевой цены на газовом хабе TTF в Нидерландах или привязке к котировкам сжиженного природного газа (СПГ).
Первый вариант ценового потолка предполагает введение мер в отношении газа только из России. Подобная мера является фактически санкциями и должна быть принята единогласно всеми 27 членами ЕС. За нее выступают всего три страны, среди которых Франция и Эстония.
Второе предложение включает ограничение стоимости любого поступающего в ЕС газа, включая СПГ. Для одобрения этого варианта нужны голоса более половины стран Евросоюза. Такой позиции придерживаются, например, Италия, Польша и Бельгия. Как пояснял Роберто Чинголани, устанавливать потолок цен исключительно на российский газ не имеет смысла, поскольку в настоящее время он уже поступает в Европу в весьма ограниченных объемах. В свою очередь, министр энергетики Бельгии Тин ван дер Стретен поясняла, что ограничения стоимости российского газа недостаточно, чтобы у ЕС была возможность контролировать свои счета и снизить цены на энергию. В целом, по данным Роберто Чинголани, идею введения ограничения цен на газ поддерживают 15 стран ЕС, а еще 9 высказались против или сохранили нейтральные позиции.
Очевидное и невероятное
Наиболее жесткие возражения против введения ценового потолка выдвинули страны, которые полностью зависят от российского газа. Прежде всего это Венгрия. Как заявил министр иностранных дел страны Петер Сийярто по итогам встречи 9 сентября, Будапешт не поддерживает установление ограничений, так как они сразу приведут к остановке поставок газа из России. А если российский газ будет удален с европейского рынка, то уменьшение его количества приведет не к снижению, а к повышению цен, подчеркнул он.
Разделяет эти опасения и Австрия. Как отмечала министр по делам защиты климата, экологии, энергетики, транспорта, инноваций и технологий Леоноре Гевесслер, страна на данный момент не может поддержать инициативу ЕК с учетом того, что наполовину зависит от российских поставок.
Москва подтверждала риски полной остановки экспорта углеводородов. Как заявлял президент Владимир Путин, Россия не будет поставлять в ущерб себе ни нефть, ни газ, ни уголь. Министр энергетики России Николай Шульгинов в эфире телеканала «Россия 1» пояснял, что Россия не станет продавать газ или нефть тем государствам, которые введут ограничения на цену этих энергоресурсов, так как эта идея, по сути, является картельным сговором стран Запада. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что Европа не является единственным потребителем природного газа, в мире много регионов с более высокими темпами развития и амбициозными планами, где может быть востребован российский газ. Там спрос на него вполне сможет компенсировать падение потребления на европейском направлении.
В свою очередь, госсекретарь венгерского МИДа по двусторонним отношениям Тамаш Менцер предположил, что осенью можно ожидать в целом пересмотра санкционной политики ЕС, поскольку с наступлением холодов «реальность стучится в каждую дверь» в Западной Европе. До этого аналогичные мнения высказывали премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и его советник по политическим вопросам Балаж Орбан. Они отмечали, что более 10 тыс. санкций против России не принесли ожидаемого эффекта, так что могут быть пересмотрены в новом политическом сезоне.
В Еврокомиссии, которая по поручению совета министров ЕС должна к октябрю представить новые предложения по потолку цен на газ, отмечали, что регулятор проведет оценку негативного воздействия этой меры на некоторые страны—члены союза. Там уточнили, что Брюссель анализирует, как в целом может действовать более широкий механизм ценового ограничения на весь импорт газа в ЕС.
Введение общих мер выглядит более рациональным и реализуемым, считают эксперты. По мнению Валерия Емельянова из «БКС Мир инвестиций», механизм может работать как некий общий таможенный барьер, который сравняет цены между покупателями внутри ЕС и послужит верхним ограничением для импортеров извне, включая Россию, Норвегию, США и арабские страны.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач называет в целом идею установления ценового лимита абсурдной, поскольку подобная инициатива не несет в себе ничего, кроме очередного повода для роста цен на рынке из-за увеличения дефицита предложения.
При этом гендиректор ПАО «Европейская электротехника» Илья Каленков добавляет, что введение мер только в отношении российского газа было бы странным, в то время как общие ограничения подрывают принципы свободной торговли и устои либерального рынка. Ручное регулирование, считает эксперт, тут не поможет. По его мнению, для балансировки газового рынка нужно обеспечить экономическую стабильность как поставщикам энергии, так и покупателям, а также исключить политический фактор. В результате рынок сам найдет равновесное положение и справедливую цену на ресурс.
Но пока Еврокомиссия нацелена на ручное регулирование. Новый виток обсуждений ценовых ориентиров для Европы состоится в октябре, когда регулятор подготовит свои предложения в этой области.