Поставили вопрос КУБом
Жители Кизела требуют ликвидировать экологическое бедствие
Свердловский райсуд Перми рассматривает иск трех физлиц к Министерству энергетики РФ и Минприроды РФ. Они требуют обязать ответчиков принять меры по строительству очистных сооружений на заброшенных шахтах Кизеловского угольного бассейна, который является зоной экологического бедствия. Изливы кислых вод из заброшенных шахт в несколько миллионов кубометров в год загрязняют местные водоемы. Поэтому истцы требуют еще и ликвидировать объекты накопленного вреда, а также произвести очистку девяти рек. Эксперт считает, что требования жителей к федеральным властям законны. Оценить стоимость работ станет возможно после разработки проектно-сметной документации. Ранее частичные затраты на это оценивались в 10–12 млрд руб.
С заявлением в суд жители Кизела Феликс Манаширов, Анастасия Смирнова и Анастасия Бирюкова обратились еще в конце прошлого года, с тех пор заседания по рассмотрению спора неоднократно откладывались. В качестве третьих лиц суд привлек администрации четырех округов, Пермскую межрайонную природоохранную прокуратуру, а также Роснедра, Агентство водных ресурсов, краевое министерство природы и ряд других ведомств. Заявители просят возложить на Министерство энергетики РФ и Министерство природных ресурсов РФ обязанности «по восстановлению компонентов нарушенного состояния окружающей среды». Речь идет о территории находящегося в процессе ликвидации Кизеловского угольного бассейна (КУБ).
Добыча на территории КУБа началась еще в 18 веке. К концу 50-х годов прошлого века КУБ вышел на максимальный объем ежегодной добычи (более 12 млн т). В 90-е годы началась ликвидация шахт из-за их нерентабельности, добыча на территории КУБа полностью прекратилась в 2002 году. После закрытия шахт перестали откачивать подземные воды, и они, насыщенные кислотой, стали попадать в местные реки. В результате, по оценкам экологов, из водопользования было выведено около 500 км рек, куда ежегодно сливаются миллионы тонн кислой воды, а на их дне скопились техногенные осадки. Проекты по ликвидации сбросов разрабатывались несколько раз, но ни один из них не реализован. Территория КУБа объявлена зоной экологического бедствия.
Истцы отмечают, что сейчас на бывших шахтах и штольнях зарегистрировано 18 изливов на площади около 413 га. Сложившаяся ситуация, по их мнению, нарушает право заявителей и других лиц на жизнь в благоприятной окружающей среде. При этом федеральные Минэнерго и Минприроды являются уполномоченными органами по ликвидации последствий горных работ и объектов накопленного вреда окружающей среде. Как утверждают заявители, сейчас есть проекты строительства очистных сооружений только на двух шахтах, но их необходимо актуализировать.
Заявители просят суд обязать Министерство энергетики сделать это, а также разработать проектно-сметную документацию по строительству очистных сооружений еще на 12 объектах: шурфах, скважинах и штольнях. От Министерства природных ресурсов истцы требуют провести работы по ликвидации накопленного вреда на 18 отработанных участках по всей территории КУБа до 1 января 2025 года. Также жители Кизела считают, что минприроды должно провести «экологическую реабилитацию» девяти рек, среди которых Северная и Южная Вильва, а также Косьва и Усьва. По мнению истцов, до 1 января 2029 года их русла должны быть очищены от отложений, а экосистема рек должна быть восстановлена.
В 2013 году похожие требования со стороны прокуратуры уже рассматривал Ленинский райсуд Перми. Ответчиками тогда были заявлены федеральные Минприроды и Минэнергетики, а также Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. В результате обязанность по предотвращению загрязнения рек была возложена на последнее. «Это достаточно странное решение, поскольку объекты КУБа находятся в федеральной собственности,— полагает знакомый с ситуацией источник.— Тратить свои средства на эти цели регион не может, это было бы нарушением бюджетного законодательства, да и как проводить на чужих объектах какие-то работы — тоже вопрос. В результате решение так и не было исполнено».
Получить комментарии от представителей ответчиков не удалось. По утверждению собеседника «Ъ-Прикамье», привлеченного к процессу, у представителей министерств якобы есть возражения как «по существу ряда требований, так и по срокам относительно выполнения различных мероприятий и работ».
Николай Максимович, замдиректора Естественнонаучного института (ЕНИ) ПГНИУ, который много лет занимается экологическими проблемами КУБа, убежден, что требования истцов «совершенно справедливы», а круг ответчиков определен правильно. По его словам, у региональных и местных властей нет полномочий на упомянутые в иске работы, к тому же у муниципалитетов на это нет средств.
«Примерно десять лет назад были разработаны проекты по очистке вод для четырех крупных изливов,— рассказывает эксперт.— Насколько я помню, стоимость их реализации в то время оценивалась в 10–12 млрд руб., а еще 2,5 млрд требовалось на ежегодное содержание этих сооружений. Причем экологическую ситуацию их эксплуатация никак бы не улучшила, поскольку не предусматривалась очистка уже загрязненных рек».
Оценить возможную стоимость работ Николай Максимович затруднился. По его словам, объем затрат будет известен только после разработки проектно-сметной документации. Господин Максимович отметил, что ЕНИ по результатам комплексной работы предложил в свое время несколько вариантов решения проблемы. «Технически все решается, но ситуацией надо заниматься комплексно»,— убежден эксперт.