Стройку притормозили гаражи
Начало строительства станции метро в Нижнем Новгороде выбивается из графика
Начало строительства новой станции метро в Нижнем Новгороде с продлением Автозаводской линии метрополитена в этом году может отстать от общего графика исполнения контракта — приступить к строительству генподрядчик «Моспроект-3» должен был не позднее июля 2022 года. Однако строительные работы пока не начались, стройплощадка на Сенной площади готова только на 70%, так как не удается найти всех владельцев предназначенных к сносу гаражей. Кроме того, федеральное финансирование в размере 3,1 млрд руб. на строительно-монтажные работы поступило в регион только в августе. В ГУММИДе не видят рисков, отмечая, что проходка начнется в октябре-ноябре. Чиновников пока больше беспокоят организационные сложности с выносом инженерных коммуникаций из зоны прокладки туннеля.
Строительство новой станции метро немного отстает от опубликованного на госзакупках графика исполнения муниципального контракта. Договор на продление Автозаводской линии метрополитена от станции «Горьковская» до проектируемой станции «Сенная» был заключен в декабре 2021 года с крупным московским подрядчиком «Моспроект-3». Компания за 35,58 млрд руб. обязалась построить новую станцию с перегонными тоннелями до конца 2026 года.
Судя по приложенному к контракту графику его исполнения, «Моспроект-3» планировал в третьем квартале этого года, то есть не позднее июля, приступить к сооружению основных конструкций: станционных комплексов, проходке перегонных тоннелей, притоннельных сооружений.
Однако пока в районе Сенной площади не полностью готова площадка для строительства новой станции метро. В пятне застройки уже снесли более 50 гаражей, четыре расселенных дома и три нежилых здания. Свыше 375 млн руб. потрачено на выплату компенсаций собственникам демонтированных построек. Степень готовности стройплощадки директор Главного управления по строительству метрополитена, мостов и дорожных сетей Нижнего Новгорода (ГУММиД, заказчик проекта) Андрей Левдиков оценил примерно в 70%. По его словам, освобождение территории на Сенной площади идет довольно бодро.
Однако сотрудникам администраций не удалось найти собственников нескольких гаражей, их уже ищут с полицией. Кроме того, с жителями одного из домов на улице Сеченова власти не смогли договориться по выкупной стоимости квартир и сейчас решают этот вопрос в судах.
«В данном вопросе мы полностью зависим от расторопности действий работников городской администрации, которые не могут обходить закон и установленные процедуры по изъятию объектов недвижимости», — сообщил директор ГУММиД, добавив, что в плане сроков он видит скорее чисто юридические риски, связанные с расчисткой площадки.
По мнению Андрея Левдикова, срок начала строительных работ довольно условный, учитывая, что одновременно идет как рабочее проектирование объектов метрополитена, так и подготовка стройплощадки с выносом коммуникаций из зоны трассировки тоннелей.
«Проходческий щит в октябре в разобранном виде будет доставлен в Нижний Новгород, затем его нужно будет собрать на стройплощадке. Мы рассчитываем, что в конце октября-начале ноября он начет работу. Какого-либо критического отставания мы не видим: подготовительные работы активно идут и в районе Сенной площади и на улице Горького», — заметил он.
Собеседник в правительстве Нижегородской области отмечает, что их больше беспокоит не столько небольшое смещение сроков по освобождению территории застройки, сколько текущие организационные трудности с выносом инженерных коммуникаций. «Субподрядчики у „Моспроекта-3“ хоть и с опытом работы в регионе, но не совсем местные. Пока ищут технику и работников в Нижнем Новгороде у местных компаний, хотя им рекомендовали заключить договоры с самими ресурсоснабжающими организациями», — заметил собеседник.
Кроме того, по его словам, первые средства в размере 3,1 млрд руб. на строительно-монтажные работы поступили в Нижний Новгород только в конце августа, после того, как было подписано соглашение с Минфином России а неиспользованные деньги перераспределили с других регионов. Поэтому можно ожидать, что в скором времени строители начнут рыть метро, заключил собеседник «Ъ-Приволжье».
По допсоглашению №5 между ГУММиД и генподрядчиком лимиты бюджетных обязательств Нижнего Новгорода и областного бюджета в этом году должны составить 13,1 млрд руб. — это самый большой объем финансирования в разбивке по годам строительства метро.