«Разговор лидеров России и Германии не сблизил позиции сторон»
Дмитрий Дризе — о перспективах новых переговоров Москвы и Киева
Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Олаф Шольц впервые с конца мая провели телефонный разговор. Он длился полтора часа. Главной темой обсуждения была Украина. Глава германского правительства предложил российскому лидеру вывести войска и найти дипломатическое решение проблемы. Кремль, в частности, заявил, что Киев нарушает нормы международного права, обстреливая Донбасс. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не видит никаких причин для оптимизма.
Немецкая и российская версия телефонного разговора Владимира Путина и Олафа Шольца несколько отличаются друг от друга в части расстановки акцентов.
Берлин напирает на то, что федеральный канцлер в достаточно жесткой форме призвал президента России как можно скорее прекратить огонь на Украине, вывести войска и найти дипломатическое решение кризиса. Любое российское наступление на украинские территории не останется без ответа, а также не будет признано Западом ни при каких обстоятельствах.
Стороны обсудили и Запорожскую АЭС, где необходимо провести демилитаризацию, и «зерновую сделку», которую желательно не прекращать. Такая возможность видится на сегодня очень вероятной. По версии Кремля, глава российского государства заявил о вопиющих нарушениях Киевом норм международного права, обстрелах Донбасса.
Что касается «зерновой сделки», Москва готова спасти мир от голода, поставляя в больших количествах свое собственное российское зерно. И, кроме того, о чем не сообщали немцы, была затронута еще и тема газа. Владимир Путин повторил то, что неоднократно звучало ранее: вы, Европа, сами виноваты — ввели санкции и теперь сидите без топлива.
Интерпретировать все это несложно на фоне, скажем так, военной активности Украины — Запад призывает Москву не идти более на обострение и решить дело миром. Видимо, путем неких уступок. Возможно, в ответ обещая повлиять на Киев.
Исходя из описанного выше, сложно поверить, что телефонный разговор лидеров России и Германии хоть как-то сблизил позиции сторон и, соответственно, дает повод для оптимизма.
Тем же, кто еще все-таки на что-то подобное надеется, предлагается следующий тезис: каждый из участников разговора хочет выглядеть твердым и непоколебимым, но всегда есть то, что не сообщают широкой публике. Так что можно иметь это в виду.
Что касается фактов, а не рассуждений, то Киев презентовал новый большой проект гарантий своей безопасности. Этот документ смело можно считать условием, своеобразной отправной точкой для начала переговоров. Судя по всему, в Москве все это вызвало серьезное недовольство, переходящее в открытое раздражение. Правда, больше на неофициальном уровне.
И еще необходимо отметить, что госсекретарь США Энтони Блинкен, находясь в Мексике, заявил, что контрнаступление Украины еще только начинается, но ВСУ уже добились «существенного прогресса, особенно на северо-востоке» страны.
Можно предположить, что есть «ястребы» и «голуби»: Западная Европа традиционно пытается действовать мягче, а Америка при поддержке Польши, Балтии и Великобритании, наоборот, давит.
Собственно, главное заключается в том, что сам президент Украины Владимир Зеленский ни о каких переговорах не говорит. Все, что звучит — лишь домыслы и косвенные признаки. Но в целом можно констатировать активизацию обстановки вокруг Украины — как военной, так и политической. И оптимизма в этой связи, как легко догадаться, не очень много. Причем западные партнеры дают понять, что, в принципе, не против мира, но это не им решать.
И на что еще нужно обратить внимание: очередное серьезно обострение произошло еще и в Карабахе, и в Армении начались протесты. Вот и в Грузии пошли разговоры на военную тему, пусть пока без особой конкретики, хотя выглядит-то симптоматично.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".