Дело томографов проверят в центре
Челябинский бизнес-омбудсмен считает арест предпринимательницы незаконным
Как стало известно «Ъ», челябинский бизнес-омбудсмен Александр Гончаров признал незаконным и необоснованным арест челябинской предпринимательницы Елены Селищевой, обвиняемой СКР в махинациях при поставке медтехники в больницы. Тем временем сотрудники ее фирмы обратились к властям с просьбой разобраться в обоснованности ее уголовного преследования. Соответствующее поручение из администрации президента уже дано центральному аппарату СКР.
Уголовное преследование Елены Селищевой, возглавляющей ЗАО «Медсервис-регион», становится все более скандальным. Рассмотрев обращение адвокатов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров (аналогичному обращению к федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову еще предстоит дать оценку) пришел к однозначному выводу о «недопустимости применения» в отношении госпожи Селищевой меры пресечения в виде заключения под стражу, предложив использовать свою позицию при рассмотрении апелляционной или кассационной жалоб.
Свой вывод официальный правозащитник подтвердил требованиями Уголовно-процессуального кодекса, запрещающего аресты предпринимателей, постановлением пленума Верховного суда «об особенностях уголовной ответственности за преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности», а также позицией Конституционного суда. При этом господин Гончаров обратил внимание на то, что в арестном решении, вынесенном судом в июне нынешнего года, сведения о том, что инкриминируемое женщине преступление не относится к сфере предпринимательской деятельности, не указано. И это уже вызвало вопросы у правозащитника. Инкриминируемое помимо «предпринимательского» мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК) госпоже Селищевой подстрекательство чиновника к злоупотреблению должностными полномочиями (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 285 УК) он счел дополнительной квалификацией к первому преступлению и при доказанности — способом его совершения, а не самостоятельным преступным деянием.
Таким образом, считает правозащитник, суды и следствие в отношении женщины должны руководствоваться тем, что вменяемые ей действия не дают основания для избрания самой строгой меры пресечения.
Такого же мнения придерживаются и сотрудники ЗАО, крупной фирмы, много лет поставляющей медоборудование учреждениям. Обращаясь к президенту РФ Владимиру Путину, предприниматели указали, что «следствие фактически парализовало» работу «Медсервис-региона», а предъявленное госпоже Селищевой обвинение в завышении цен на томографы «напрочь» игнорирует назначение любой предпринимательской деятельности — извлечение прибыли. При этом, отмечается в письме, ни один из контрактов, исполненных «Медсервис-регионом», не оспорен правительством Челябинской области: «К нашему предприятию претензии и иски не предъявлялись, все поставленное в регион высокотехнологичное оборудование исправно работает». Напомнив главе государства, что он поручал предусмотреть в законах приоритетное избрание в отношении бизнесменов мер пресечения, не связанных с «лишением свободы», чтобы они «могли продолжать предпринимательскую деятельность», авторы обращения отметили, что такой же позиции придерживается и председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Однако в деле госпожи Селищевой, отметили они, «все происходит с точностью до наоборот» — 11 августа суд продлил ей арест. По данным «Ъ», из администрации президента обращение направили в центральный аппарат СКР, который проведет по нему проверку.
Напомним, что челябинское СУ СКР обвиняет Елену Селищеву в том, что в 2020 году она через аффилированные компании участвовала в закупках министерства здравоохранения Челябинской области на поставку томографов на общую сумму более 191 млн руб. Как считает следствие, госпожа Селищева уговорила действующего на тот момент замминистра здравоохранения региона Александра Кузнецова провести аукционы по завышенной стоимости, в результате чего похитила 82,55 млн руб. бюджетных средств. Женщину задержали, но потом отпустили, снова взяв под стражу после того, как чиновник Кузнецов, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве с прокуратурой, дал на нее показания.