Концессия низкого качества

Депутаты призывают правительство Новосибирской области отказаться от концессии четырех поликлиник и шести школ

Фото: предоставлено пресс-службой ЗС НСО

Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области заявили, что региональному правительству необходимо отказаться от строительства четырех из семи «концессионных» поликлиник. Строить медицинские объекты они предложили по модели образовательных — за счет областного бюджета.

Тему предметно обсудили 14 сентября на заседании комитета и по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и тарифам. При этом куратор проекта — минэкономразвития — на обсуждение своих представителей не направил. С докладом о ходе строительства выступил и.о. министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков.

Он же отметил, что минстроем региона осуществлялась проверка реализации концессии через государственную экспертизу проектной документации, а также увеличения сметной стоимости в рамках постановления правительства от 09.08.2021 № 1315, позволяющего компенсировать дополнительные расходы застройщиков, связанные с существенным удорожанием стройматериалов.

По словам Алексея Колмакова, концессионер должен реализовать проект в четыре этапа, в первый — построить четыре поликлиники (№ 2, 7, 22, 27), во второй и третий — по три комплекса.

Работы по первому этапу начаты в 2020 году, в июне 2022-го выдано заключение по увеличению сметной стоимости по всем четырем объектам. Так, поликлиника № 2 ранее оценивалась в 1,8 млрд руб., стала 2,6 млрд руб. Поликлиника № 7 после перерасчета — 2,4 вместо 1,8 млрд руб. Цена 22-й поликлиники выросла с 2 до 2,8 млрд руб. Стоимость 27-й поликлиники составляла 1,5 млрд руб., но после проверки по приказу федеральных властей цена проиндексирована до 2,1 млрд руб.

И еще строительство трех поликлиник — № 13, 16 и 18 — после перерасчета 30.06.2022 оказалось дороже. Если в ноябре 2021-го цена 13-й поликлиники была 2,1 млрд руб., то после перерасчета — 2,8 млрд руб., 16-я стоила 2,6 млрд руб., затем 3,4 млрд руб., 18-я была 2,4 млрд руб., после выхода из экспертизы по перерасчету — 3,1 млрд руб.

Депутат по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам ЗС НСО Вячеслав Илюхин

Фото: предоставлено пресс-службой ЗС НСО

Депутат Вячеслав Илюхин назвал приведенные цифры «дезинформацией». По его данным, первоначально стоимость строительства всех поликлиник составляла 7,4 млрд руб., затем выросла до 14 млрд руб., после чего изменилась еще раз до 18 млрд руб. «Называйте вещи своими именами!» — обратился региональный парламентарий к и.о. министра.

Алексей Колмаков парировал, что стоимость сформирована исходя из результатов государственной экспертизы.

«Отыграли конкурс на 7 млрд руб., победитель конкурса определен именно на эту сумму, и он должен был уложиться в сроки,— конкретизировал Вячеслав Илюхин.— А потом вдруг провели экспертизу и сказали: “Ладно, пусть 14 млрд руб.”. Объясните, зачем вообще тогда нужен конкурс, если не соблюдаются ни стоимость, ни сроки? Поликлиники должны были быть сданы в августе этого года. Концессионер не выдержал сроки, и мы его не наказали, а вместо этого увеличили сумму контракта: не справляешься — на тебе денег больше!»

Депутат по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам ЗС НСО Ашот Рафаелян

Фото: предоставлено пресс-службой ЗС НСО

Региональный парламентарий Ашот Рафаелян задал свой вопрос: «Чья зона ответственности ведение этого контракта и какова роль минстроя в этом?»

По словам Алексея Колмакова, роль минстроя — в рамках государственной экспертизы рассмотреть документацию, снизить сметную стоимость с момента захода до момента выдачи заключения, чтобы была достоверно определена сметная стоимость. «Сметная стоимость повторно не менялась,— отметил Алексей Колмаков.— Площади и объемы поликлиник не менялись. Только в части изменения стоимости строительных материалов и оборудования. Повторная экспертиза была только в этой стоимости».

Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам ЗС НСО Вадим Агеенко

Фото: предоставлено пресс-службой ЗС НСО

Пора заканчивать с объемными концессиями, вынес предложение заместитель председателя комитета Вадим Агеенко. «Есть смысл отказаться от концессии по четырем поликлиникам, которые еще не начаты. Их нужно строить за бюджетные деньги. Это будет дешевле. И контроль совершенно другой. И это будет, я уверен, правильно»,— предположил он. Депутат также внес в проект решения комитета предложение о том, чтобы продать участок земли в центре города, где стоит старая инфекционная больница. «Не отдавать ни по масштабным инвестиционным проектам, ни бесплатно, без торгов, а выставить на обычные торги, хорошо отторговать, заработать денег в бюджет»,— обозначил он алгоритм.

Грани экономической целесообразности

Депутат Вячеслав Илюхин предложил вынести вопрос на сессию заксобрания и пригласить Владимира Знаткова, курирующего строительство объектов по концессиям в региональном правительстве. Парламентарий привел свои расчеты: строительство еще не начатых по концессии поликлиник обойдется областному бюджету в 12 млрд руб. даже с учетом 30-процентного удорожания стройматериалов. А вот по схеме ГЧП расходы области с учетом платы концессионеру составят 28,7 млрд руб., подчеркнул Вячеслав Илюхин. «Предлагаю поднять вопрос о расторжении концессии в части строительства четырех поликлиник и провести повторную экспертизу по трем строящимся,— высказал свои предложения региональный парламентарий.— И по качеству строительства вопросов много, и по объемам. Сумма должна быть изменена в меньшую сторону. Пока правительство России во главе с Михаилом Мишустиным дает возможность развивать регионы, оставлять у себя деньги, вместо этого мы берем и раздаем деньги частным инвесторам. Это бюджетный кредит, за который нам потом придется рассчитываться. Никаких круглых столов — вопрос нужно выносить на сессию».

Депутат Ашот Рафаелян напомнил, что эти вопросы поднимались много лет назад, когда парламентарии предлагали областной исполнительной власти разбивать концессии на небольшие «лоты». «Мы сегодня возмутились, потому что практически все эти вещи перешли грань экономической целесообразности,— уверен депутат.— Главная задача наша, депутатов, — настаивать на том, чтобы реформировать эту систему концессионных соглашений и капитального строительства».

По словам Дмитрия Козловского, семь поликлиник — это примерно 88 тыс. кв. м. «Я взял и посчитал, сколько стоит квадратный метр. Напомню, что элитное жилье сейчас стоит в Новосибирске примерно 180 тыс. руб. за квадрат. Сколько у нас стоит квадратный метр поликлиники? 346 тыс. руб. Инфекционная больница, как нам на прошлом комитете кто-то из министров сказал, будет лучшая в России. Тоже взял и поделил — получил 441 тыс. руб. за кв. м. А ведь строят из сэндвич-панелей! У нас склады есть получше в Новосибирской области»,— прокомментировал он. Депутат обратил внимание на то, что в региональном правительстве сейчас разрабатывается еще одна концессия. «Она касается онкодиспансера и городской клинической больницы № 1. Цена вопроса — 11,2 млрд руб. Да, это очень нужно Новосибирску! Но в конце концов обойдется миллиардов в 15. Посчитаем все концессии — и мы, и наши внуки будут концессионерам платить»,— аргументировал Дмитрий Козловский.

Вице-спикер ЗС НСО Ирина Диденко

Фото: предоставлено пресс-службой ЗС НСО

Вице-спикер заксобрания Ирина Диденко отметила, что ранее депутаты высказывали предложения разделить концессию. «В прошлом году на площадке минэкономразвития проводили ряд совещаний,— напомнила она.— И у себя на площадке много раз собирались. Нам отвечали: “Что вы волнуетесь? К концу 2022 года будут стоять все семь поликлиник!” Сейчас говорят “к 2024 году”. Пройдет 2024-й, скажут “к 2026-му”. Но поликлиники — это история не про деньги, не про стройку, это про людей! Привлечение инвестиций, создание качественной услуги — это все для людей! Нарушен федеральный закон? Я усматриваю, да. Напомню, срок сдачи школ — декабрь 2022 года. Мы год назад говорили, что это невозможно! И там тоже есть федеральный грант, который нужно будет вернуть, а это чистый убыток для областного бюджета. Имеет смысл не отказаться от строительства поликлиник и школ, а делать это в обычном порядке! По 44-му Федеральному закону, на деньги из областного бюджета. И так и так — на деньги областного бюджета строим, но в рамках 44-го закона будет дешевле. Предлагаю также включить в список поликлинику на ОбьГЭС. Строить нужно в обычном порядке!»

Первый заместитель председателя ЗС НСО Андрей Панферов

Фото: предоставлено пресс-службой ЗС НСО

Первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панферов согласился с коллегами. «Мы рассуждаем о концессиях, как будто мы имеем бюджет города Москвы и можем этими цифрами и деньгами сколько угодно распоряжаться. И второе — уроки обсуждения проблем строительства четвертого моста ни к чему не привели. Как мы будем обсуждать бюджет на 2023 год, если у нас со стратегическими направлениями, такими как концессионные соглашения, нет никакой ясности? Как мы будем голосовать за бюджет, когда в нем миллиардная дыра?» — заявил он.

Надо с государственными деньгами обращаться аккуратно, добавил зампредседателя.

По итогу заседания парламентарии единогласно решили рекомендовать правительству региона в связи со срывом сроков и значительным удорожанием строительства объектов, увеличившейся бюджетной нагрузкой отказаться от концессии четырех из семи поликлиник, а также шести школ; предусмотреть возможность строительства этих объектов за счет областного бюджета; провести повторную экспертизу объектов — трех из семи поликлиник (находящихся в стадии строительства) и инфекционной больницы; реализовать земельный участок под существующей инфекционной больницей на конкурсной основе по рыночной цене в целях пополнения областного бюджета; вынести на рассмотрение сессии заксобрания Новосибирской области вопрос о промежуточных итогах реализации соглашений ГЧП и о текущем состоянии строительства объектов; отказаться от подписания дополнительного соглашения об увеличении капитального гранта на строительство поликлиник на 1,5 млрд руб.

Вся лента