Суд пост принял

Адвокат Кристины Асмус рассказал «Ъ», почему прекращено дело о «дискредитации» армии актрисой

Актриса Кристина Асмус избежала административного штрафа по статье о дискредитации ВС РФ, дело в отношении нее прекращено 14 сентября. Тверской суд Москвы не обнаружил состава правонарушения в публикации Кристины Асмус от 24 февраля, посвященной началу военных действий РФ на Украине. Текст был удален 6 сентября, однако основанием для прекращения дела стало вовсе не это обстоятельство, рассказал «Ъ» адвокат Кристины Асмус Владимир Ляховский. Из статистики правозащитников, предоставленной «Ъ» проектом «ОВД-Инфо» (внесен в реестр иноагентов), следует, что прекращение дел по этой статье — большая редкость.

Заседание по делу Кристины Асмус прошло в Тверском районном суде

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Пост Кристины Асмус, в котором правоохранители увидели осуждение военных действий, был опубликован в день начала российской военной спецоперации на территории Украины в Instagram (принадлежит Meta, которая в РФ признана экстремистской и запрещена). Спустя полгода, 25 августа, стало известно о возбуждении административного дела о дискредитации ВС РФ (ст. 20.3.3 КоАП). Кристине Асмус грозил штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. 6 сентября публикация актрисы была удалена из сети.

Адвокат Владимир Ляховский объяснял февральское высказывание подзащитной «состоянием сильного душевного волнения», а то, что текст оставался в сети вплоть до сентября, «забывчивостью» актрисы.

Тверской суд Москвы, где рассматривалось дело, закрыл процесс от СМИ, а 14 сентября прекратил производство «в связи с отсутствием состава административного правонарушения».

Решение суда не связано с удалением поста из Instagram, объяснил в среду «Ъ» Владимир Ляховский. «Суд не усмотрел состава административного правонарушения в самой публикации,— сказал он.— Кроме того, во время разбирательства я выдвинул шесть доводов для прекращения дела, среди которых — большое количество процессуальных нарушений лицом, проводившим расследование. Самым грубым из них является отсутствие уведомления (Кристины Асмус о возбуждении дела.— “Ъ”) по адресу». Кроме того, напомнил адвокат, статья о «дискредитации ВС РФ» была введена в КоАП в марте — уже после размещения актрисой антивоенной публикации. Это также являлось одним из главных аргументов защиты, пояснил господин Ляховский.

Напомним, ст. 20.3.3 КоАП (публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан) была введена в КоАП 5 марта 2022 года. Тогда же появились ст. 280.3 УК РФ и ст. 207.3 УК РФ о «распространении ложной информации о ВС РФ». На сегодня правозащитная группа «Агора» зафиксировала 100 уголовных дел «о ложной информации» по всей стране, а редакция издания «Медиазона» (внесена в реестр СМИ-иноагентов) — 3807 административных дел о «дискредитации». МВД РФ в июле отчитывалось о составлении 3300 административных протоколов за «дискредитацию».

Как сообщал «Ъ», юристы также фиксируют квалификацию одних и тех же действий или высказываний по разным статьям: известны случаи, когда за идентичные действия активисты привлекались в одних городах к административной ответственности, а в других — к уголовной. Отметим, актрису Татьяну Рудину по административной статье о дискредитации суд оштрафовал на 50 тыс. руб. в тот же день, когда ее коллега по цеху Кристина Асмус удалила свой пост. На ту же сумму ранее был оштрафован за высказывания на концерте в Уфе лидер группы ДДТ Юрий Шевчук.

Из статистики правозащитного проекта «ОВД-Инфо» (внесен в реестр иноагентов, адвокаты проекта защищают обвиняемых по делам, связанным со свободой собраний и высказываний) следует, что процент прекращения административных производств по ст. 20.3.3 КоАП крайне мал.

По всем делам о дискредитации, которые ведут адвокаты «ОВД-Инфо», в России в судах первой инстанции прекращены 3,9% производств (основания прекращения разные) и 0,8% — в апелляции.

Что касается Москвы, у «ОВД-Инфо» здесь пока ноль прекращенных в первой инстанции дел и 0,9% — в апелляции.

«Для ст. 20.3.3 КоАП срок привлечения к ответственности составляет три месяца с момента обнаружения — то есть с момента составления первого документа по делу: акта осмотра сайта, рапорта, протокола,— объясняет юрист "ОВД-Инфо" Ева Левенберг.— Иными словами, если гражданин вышел с плакатом на акцию или если силовики успели зафиксировать публикацию до удаления, то привлечь за это деяние могут в течение трех месяцев».

Удален пост в соцсетях или нет — неважно, точно так же, как не имеет значения дата его публикации — до 5 марта или позже, подчеркивает эксперт: «Чаще всего суды считают правонарушение длящимся — ответственность наступает за сам факт наличия публикации». При этом юристам известен ряд случаев, когда суды все же сочли неприемлемым подход о «длящемся» правонарушении. Так, например, Нарьян-Марский городской суд и суд ХМАО прекратили ряд дел о дискредитации с формулировкой о «неустановлении административной ответственности» активистов, выступивших против спецоперации до мартовских изменений КоАП.

Мария Старикова

Вся лента