Охота за наличкой
Банкоматы остаются важнейшим каналом расчетов и пополнения наличных гражданами
В конце зимы российская банковская система пережила шок, связанный с мощным оттоком наличных из банкоматов и касс отделений. Не все банки сумели быстро и эффективно решить проблему. Ряд игроков ввел комиссии за снятие наличных рублей, долларов и евро, что подорвало доверие клиентов к кредитным организациям. Сейчас, когда эмоции улеглись, можно проанализировать причины возникновения масштабного сбоя, а заодно понять, какие еще вызовы для платежного рынка могут появиться в ближайшее время.
Тест на доверие
Спрос на наличность резко вырос 24 февраля после объявления о начале спецоперации на Украине. В тот день россияне вынесли из банков 111 млрд руб. На 25 февраля объем наличных в обращении вырос еще на 1,4 трлн руб., что стало абсолютным рекордом за всю историю наблюдений. Граждане, опасаясь резкого обесценения национальной валюты и перебоев в работе карт Visa и Mastercard, бросились к банкоматам, чтобы купить бытовую технику, мебель, гаджеты, вложиться в золото или «квадратные метры».
Население активно снимало средства с валютных счетов и вкладов. Ранее наличные купюры, отпечатанные ФРС и ЕЦБ, были проверенным антикризисным инструментом. Но попытки выйти в кэш нередко завершались неудачей. Во-первых, банкоматов, которые выдают валюту, гораздо меньше, чем обычных. И они очень быстро были опустошены. Во-вторых, многие крупные банки установили в отделениях лимит на выдачу валюты. Крупные суммы можно было получить только в кассах по записи. Чаще всего через неделю.
При этом проблем с наличкой у банков не было. На 1 февраля объем наличной иностранной валюты в кассах и банкоматах российских банков достиг $16,8 млрд. В совокупности за два первых месяца года банки переместили в кассы и банкоматы иностранные банкноты на $5,7 млрд. Такого резкого роста в абсолютном выражении не наблюдалось с марта 2014 года, когда к РФ присоединился Крым ($8,9 млрд за месяц). Очевидно, что банки решили перестраховаться, желая ограничениями сбить повышенный спрос.
Пополнение наличными рублями касс и банкоматов (млрд руб.)
|
Источник: ЦБ, Frank Media.
Особый ажиотаж наблюдался в Москве. Несмотря на то что инкассаторы перешли на работу в усиленном режиме, соцсети и финансовые форумы были завалены жалобами жителей столицы и Подмосковья на нехватку наличных. Банкиры, как могли, успокаивали встревоженных клиентов. В мобильных приложениях и на официальных сайтах кредитных организаций появились сообщения о том, что все системы полноценно работают и никаких проблем не ожидается. Но люди не верили. Очереди в 30–50 человек к офисам кредитных организаций и банкоматам не становились короче — они то росли в часы пик, то уменьшались.
Игры с комиссиями
Панику у банкоматов удалось погасить только 9 марта. Объем наличных в обращении впервые с 21 февраля упал на 25 млрд руб., следует из данных Банка России. Привлечь деньги россиян помогли беспрецедентно высокие ставки по депозитам, считают аналитики Frank RG. 28 февраля Центробанк после введения санкций против его золотовалютных резервов повысил ключевую ставку с 9,5% до 20%. Вслед за этим банки начали увеличивать ставки по краткосрочным депозитам, в некоторых можно было открыть вклад со ставкой 24% годовых.
Позитивный эффект от этого решения регулятора оказался недолгим. Из-за обвала котировок рубля и российских фондовых индексов на Московской бирже граждане снова побежали к банкоматам. Но тут их ждала новая порция неприятных сюрпризов.
Желая удержать деньги населения на счетах и вкладах, многие банки ввели ограничения и комиссии на снятие рублей и валюты в банкоматах и офисах. Альфа-банк и Промсвязьбанк начали брать комиссию до 10% за снятие в кассах наличных рублей и валюты. На аналогичный шаг решился ВТБ, если средства на счете хранились меньше 40 дней. МКБ брал 10% за снятие валюты с вклада, рубли выдавались без комиссий и ограничений. «Авангард» ввел комиссию 5% за снятие валюты в эквиваленте менее 300 тыс. руб. (для более крупных сумм комиссия больше). Газпромбанк взимал 1% за снятие денег, которые хранились в банке менее трех месяцев. «Открытие» брал 0,5% за обналичивание денег, пролежавших менее 14 дней. Росбанк вообще временно перестал выдавать валюту.
Однако ряд игроков отказался от неприятных для клиентов нововведений. «Сбер» установил нулевые тарифы за снятие наличных в отделениях. Не стали менять условия обналичивания Абсолют-банк и Почта-банк.
9 марта Центробанк на полгода ввел временный порядок работы банков с наличной валютой. Граждане, у которых были валютные счета или вклады в банках, могли снять с них только $10 тыс. вне зависимости от валюты счета. Конвертация других валют в доллар США должна происходить по официальному курсу ЦБ на день выдачи, подчеркнул регулятор. Однако многие банки пропустили мимо ушей указание и установили при конвертации валют свой внутренний курс, который существенно отличался от курса Банка России.
Минус 20%
По данным ЦБ, на 1 июля 2022 года на территории РФ функционировало 181,2 тыс. банкоматов — меньше было лишь в начале октября 2011 года (172,2 тыс. устройств). В первом квартале 2022 года банки сократили сеть на 3 тыс. аппаратов, в апреле—июне убрали еще 6,2 тыс. банкоматов. Рекорд по количеству банкоматов был установлен 1 января 2014 года — 237,4 тыс. шт. Эту тенденцию эксперты объясняют цифровизацией банковских услуг и отказом россиян от наличных денег. За семь последних лет число банкоматов сократилось почти на 20%.
11 марта многочисленные нарушения и жалобы граждан вынудили регулятора уточнить порядок проведения конвертации. ЦБ запретил банкам взимать комиссию с физлиц при выдаче долларов с вкладов или валютных счетов до 9 сентября. Кроме того, банкам запретили брать комиссию за конвертацию иностранных валют в доллар, если операция производится для последующей выдачи наличных долларов. Комиссии, которые банки получили, выдавая с 9 марта наличную валюту физлицам, они должны вернуть своим клиентам, указал ЦБ.
Через месяц регулятор сделал послабления: с 11 апреля он отменил требование к банкам ограничивать разницу курса покупки-продажи валюты (это не касалось юрлиц-импортеров). А с 18 апреля банкам разрешили продавать наличную валюту гражданам, но только ту, что поступила в кассы с 9 апреля. Эти решения открыли новые возможности для получения дополнительных комиссионных доходов.
Хитрые игры с валютными курсами при конвертации евро и фунтов в доллары и нервотрепка у банкоматов вынуждают признать: большинство банкиров ведут себя с клиентами по-джентльменски только в нормальной обстановке. Но стоит на горизонте появиться грозовой туче, как каждый — и банкир, и обладатель счетов — бросается спасать себя. Как говорится, ничего личного — просто бизнес.
Новые трудности
С началом делового сезона на платежном рынке обозначились новые угрозы. В конце лета во многих заведениях общепита, развлекательных центрах, несетевых магазинах возникли затруднения с оплатой банковскими картами. Клиентам вместо «пластика» настоятельно рекомендовали расплатиться за оказанные услуги наличными или онлайн-переводами через СБП. В том числе с помощью QR-кодов. В условиях сокращения доходов населения, а значит, и выручки, и ассортимента предприниматели пытались сэкономить на налогах и эквайринге. Сказались и ограничения в работе международных платежных систем Visa и Mastercard, которые убрали бонусы для малого и среднего бизнеса.
Рост спроса на кэш увеличил нагрузку на банкоматы, расположенные рядом с кафе, парикмахерскими, автомастерскими и магазинами у дома, «разлюбившими» банковские карты. Но терминалов в России больше не становится. Только за первые шесть месяцев года банки убрали около 10 тыс. терминалов. И дело не только в общем тренде на цифровизацию. Существенно подорожало техническое обслуживание банкоматов, выпущенных за рубежом. К тому же из-за ухода иностранных вендоров поставки оборудования стали занимать гораздо больше времени.
Попытки ЦБ локализовать производство банкоматов в РФ пока вызывают скепсис. В середине сентября регулятор обнародовал «дорожную карту» по поставке на рынок российских АТМ. Первые образцы устройств для тестирования банки получат уже нынешней осенью, а серийные партии начнут выпускаться в первом квартале 2023 года. И, скорее всего, это будет похоже на «отверточную» сборку: корпус российский, а начинка импортная с разным уровнем локализации.
Параллельно крупные банки тестируют банкоматы китайского производства. В сентябре ВТБ установил в Москве первые пять устройств в качестве пилотного проекта. Изучает возможность использования в своей сети банкоматов китайского производства и «Сбер». Все понимают: несмотря на тотальную цифровизацию в сфере платежей, банкоматы еще долго будут оставаться в России популярным каналом расчетов и пополнения наличных в кошельках граждан.