«Развод закладывается в браке»
Власти Татарстана вновь обеспокоились сохранением семейных ценностей
В Татарстане за последний год удалось снизить количество разводов на 5%, однако депутаты и чиновники считают это недостаточным. На заседании комитета Госсовета они выступили с различными инициативами, которые могли бы укрепить семьи: от обязательного обращения к медиаторам при расторжении союза до уроков полового воспитания в школах. Вице-спикер парламента Татарстана Юрий Камалтынов предположил, что «конфликт, который неизбежно приведет к разводу», может быть «заложен» изначально. Будущие семейные пары, по его мнению, необходимо проверять «на профпригодность». Однако участники обсуждения пришли к выводу, что молодоженов не надо отговаривать от свадьбы.
В Татарстане в январе–июле 2022 года состоялось 12,81 тыс. браков и 8,17 тыс. разводов. Об этом на заседании комитета Госсовета по социальной политике сообщил заместитель начальника управления ЗАГСа Кабмина Ренат Ахметзянов. Он добавил, что за аналогичный период 2021 года было зарегистрировано 8,65 тыс. разводов. Таким образом, их количество сократилось на 5,5%. Число браков осталось примерно на уровне прошлого года.
Господин Ахметзянов также обратил внимание, что Татарстан, «как и прежде, сохраняет лидерство по количеству браков среди регионов Приволжского федерального округа». Кроме того, республика «демонстрирует лучшие показатели» в округе по соотношению числа разводов на 1 тыс. браков. В Татарстане этот показатель достигает 638 разводов на 1 тыс. браков (в среднем по России — 765). Самый худший показатель в Приволжском округе у Кировской области (843 развода на 1 тыс. браков).
Чиновник добавил, что «наиболее кризисным периодом для семейной жизни являются первые 5–10 лет», поскольку на этот период приходится более 60% расторжений. Среди причин разводов — «неудовлетворенность межличностными отношениями, измены, алкоголизм, вмешательство родственников и материальные сложности», сообщила на заседании комитета директор центра семьи и демографии Академии наук РТ Чулпан Ильдарханова. Она отметила необходимость направлять пары к медиатору, который мог бы отговорить расторгнуть брак.
Депутат «Единой России» Александр Созинов поинтересовался, насколько эффективна эта мера. Однако Ренат Ахметзянов сообщил, что зачастую пары, которые сначала передумали расторгать брак, впоследствии вновь подают заявление на развод. «Отчетность здесь не главное. Даже если несколько пар откажутся от такого решения, работа была проведена не зря»,— сказал чиновник. Ранее детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец предлагала сделать обязательной процедуру с участием медиатора в досудебном урегулировании дел по расторжению браков. На заседании комитета она сказала, что результаты с работой медиаторов «обнадеживающие».
Другой единоросс Андрей Фомичев предположил, что часть разводов может быть фиктивной, чтобы, например, получать пособия на детей. «Развелись, а потом долго счастливо живут. Они же портят статистику»,— сказал он. Но глава комитета Светлана Захарова заверила, что роста числа получающих пособий не наблюдается.
«По сути, развод закладывается в браке, да?» — поставил вопрос неожиданным образом вице-спикер Госсовета и глава фракции «Единой России» Юрий Камалтынов. Он пояснил, что «если брачующиеся пришли в ЗАГС, то вероятность 50 на 50: либо они будут жить долго и счастливо, либо разведутся». «Есть ли какая-то система изучения тех, кто вступает в брак? Не заложен ли в их браке конфликт, который неизбежно приведет к разводу? Может быть, кого-то остановить от брака и сказать: „Ребята, не торопитесь, подумайте“»,— предложил он. Вице-спикер считает, что, возможно, молодые люди «не понимают роль и значение семьи».
Чулпан Ильдарханова ответила, что «не надо стращать молодежь, что есть сложности». Но Юрий Камалтынов поправил, что «не это имел в виду». Он привел в пример профессии летчиков и врачей, где проходят проверку «на профпригодность» и куда не все подходят, в том числе из-за здоровья. «В армии в подводную лодку человека, который боится замкнутого пространства, никогда не посадят. Может быть, и здесь жизнь с конкретным индивидуумом противопоказана этому человеку»,— отметил единоросс. «Мы практические рекомендации по невступлению в брак для определенных категорий разрабатывать не будем»,— сказала госпожа Ильдарханова.
Заместитель образования и науки Татарстана Алсу Асадуллина сказала, что «молодежь не торопится жениться, уж не говоря о том, чтобы заводить детей». «Многие говорят: „Нет, до 35 лет я даже не буду об этом думать“»,— привела она пример. Она уверена, что в школах надо преподавать семьеведение, а также «половое и сексуальное воспитание». «Но у нас нет специалистов, у нас нет программ»,— пожаловалась она и заметила, что «это вопрос не сегодняшнего дня». Ее поддержала заместитель министра по делам молодежи Алла Кондратьева, которая отметила, что многие говорят, что «нужно скрывать это от молодежи, но, к сожалению, это открывается вне нашего желания».
Комитет по социальной политике принял информацию участников заседания к сведению.
Напомним, власти Татарстана и ранее высказывали озабоченность большим количеством разводов в регионе и предлагали ужесточить порядок. Президент Татарстана Рустам Минниханов заявлял, что «процедуры разводов в ЗАГСах и судах должны быть более сложными», поскольку «для нас важно, чтобы семьи были крепкие». В 2016 году Госсовет республики направлял законопроект в Госдуму, где среди прочего депутаты предлагали увеличить сроки разводов в ЗАГСах и судах с одного до трех месяцев, закрепить за судами обязанность принимать «меры к примирению супругов», если в семье есть несовершеннолетние дети, а один из супругов не согласен на развод. Однако инициатива Татарстана так и не была поддержана на федеральном уровне, хотя в поддержку отдельных предложений высказывалась сенатор Елена Мизулина.