«Любители подчиняться могут найти эту возможность и без монархии»
Шлосберг, Дунаевский, Миркин и другие о возможном месте монархии в современной России
Прощание с Елизаветой II показало популярность королевской семьи в Британии и во всем мире.
Максим Дунаевский, композитор:
— Восстановление монархии — глупая затея. У нас давно потеряны основы монархии, тем более что в России она была особой, непохожей на другие по структуре. От царизма мы давно отказались, а стремление народа к сильным лидерам еще не означает, что надо восстановить монархию.
Это же не просто завели царя или императора и теперь радуйтесь. Надо перестраивать все общественные и государственные связи, Конституцию.
Ольга Кормухина, певица:
— Я бы за монархию проголосовала. Какую — абсолютную или парламентскую — это решать монарху.
Олег Молчанов, скульптор, автор первого в России памятника царю Ивану Грозному (г. Орел):
— Это божественная власть, и ее нельзя искусственно навязать. Помазанник должен быть послан свыше.
Яков Миркин, экономист:
— Любители подчиняться воле кого-то одного вполне могут найти эту возможность и без монархии.
Лев Шлосберг, член федерального политкомитета партии «Яблоко», председатель Псковского регионального отделения:
— Сохранившиеся в Европе монархические институты держатся на общественном признании и уважении к ним как носителям традиции. Половина человечества оплакивает Елизавету II за государственную мудрость и доброе отношение к людям.
В России сейчас элементы монархического правления невозможны и не нужны ни в каком виде. Нет прямых потомков, что также важно, но и общество не готово вернуться на историческую развилку вековой давности. Жизнь ушла вперед, и почти сто лет культурного провала могут быть преодолены другими путями, но не с помощью монархии.
Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш» и промышленного союза «Новое содружество»:
— Понятие монархии — это что-то красивое, традиционное, но у меня ассоциируется с тем, что государство лишается гибкости. Процедура выборов парламента или президента — это соревнование идей, концепций. И было бы печально для нас этого лишиться.
Николай Бурляев, депутат Госдумы, исполнитель роли Николая II в фильме «Адмиралъ»:
— Для России — это единственно приемлемая форма правления… Русский народ привык, что за него решает один человек. Даже если тот окружен теми, кто его обманывает.
Александр Ильяшенко, протоиерей:
— Православная монархия — наиболее совершенная форма правления. Я бы поддержал такой выбор, но пока наш народ не готов к такому переустройству. А выбор формы правления должен определяться волеизъявлением всего народа в целом.
Станислав Наумов, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике:
— Как либеральный демократ я заранее выступаю за свержение любой монархии. Но только мирным и парламентским путем. Слава Конституции, у нас была, есть и будет республика. Ни один двор, ни одна знать не способны конкурировать с такой системой принятия решений, которой является компетентная демократия. Царь в голове должен быть у каждого.