Дортехнестрой

Предприятия «Пермавтодора» инициировали самобанкротство

Пермские компании «Дортехинжиниринг» и «Дортехстрой», входящие в крупный дорожно-подрядный холдинг ГК «Пермавтодор», подали в суд заявления о собственном банкротстве. Общий размер их задолженности перед кредиторами — более 820 млн руб. В «Пермавтодоре» пояснили, что финансовые проблемы у группы возникли из-за снижения доходности контрактов на фоне удорожания запчастей и материалов. В холдинге надеются, что в ходе процедуры наблюдения смогут рассчитаться с кредиторами и финансово оздоровить компании. Участники рынка и юристы считают, что на данный момент у «Пермавтодора» есть шанс выйти из сложного положения.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Заявление ООО «Дортехинжиниринг» поступило в Арбитражный суд Пермского края 29 августа. Свое требование признать его несостоятельным общество обосновало наличием у него задолженности в сумме 555,1 млн руб., не уплаченной свыше трех месяцев. Пока заявление оставлено без движения, так как было подано с нарушениями — к нему не был приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины. На устранение нарушений заявителю дан срок до 5 октября.

ООО «Дортехстрой» подало заявление 7 сентября. Долги этой компании составляют 268,3 млн руб. Заявление принято к производству, судебное заседание по проверке его обоснованности назначено на 6 октября.

Основным владельцем ООО «Дортехинжиниринг» и ООО «Дортехстрой» является ООО «ГК “Пермавтодор”», ему принадлежит по 99% долей в уставном капитале обеих компаний. Еще 1% «Дортехстроя» владеет собственник «Пермавтодора» Вадим Гасанов, держатель 1% долей «Дортехинжиниринга» не раскрывается.

«Пермавтодор» вместе с компанией «Пермдорстрой» ранее входили в подрядное ЗАО «Юкон Груп» бывшего депутата заксобрания Владимира Нелюбина. В 2014 году у господина Нелюбина возник конфликт с тогдашними краевыми властями, после чего предприятия «Юкона» стали проигрывать заказы и вскоре оказались в списке недобросовестных поставщиков. Экс-депутат продал холдинг уроженцу Чечни Рамазану Тарамову и москвичу Сергею Крутикову. Однако это не спасло ситуацию: в 2016-м «Пермавтодор» и «Пермдорстрой» стали банкротами. В конце того же года Вадим Гасанов, который, по данным «Ъ-Прикамье», представляет интересы господина Тарамова, учредил ООО «ГК “Пермавтодор”», а господин Крутиков стал директором этого общества. В начале 2017 года в компанию вошли ООО «Дортехинжиниринг» и ООО «Дортехстрой».

ООО «Дортехинжиниринг» стало известно в Перми еще до вхождения в новый «Пермавтодор», когда в начале 2016 года выиграло подряды по ремонту и содержанию дорог Ленинского района (два контракта оценивались в 680 млн руб.). В настоящий момент у компании также есть два контракта на содержание улиц в этом районе. В сентябре 2018-го «Дортехинжиниринг» получил контракт стоимостью 650,7 млн руб. на выполнение первого этапа реконструкции ул. Революции, однако в феврале 2020-го компания отказалась от него и прекратила работы. В пермской мэрии тогда сообщили, что контракт расторгли по соглашению сторон. Причиной стали опасения городских властей, что подрядчик не сможет довести работы до конца в связи с финансовыми трудностями компании. По данным Kartoteka.ru, выручка ООО «Дортехинжиниринг» по итогам 2021 года составила 1,2 млрд руб., чистый убыток — 125,2 млн руб.

Компания «Дортехстрой» выполняет менее крупные контракты. Например, в 2017 году ООО выиграло контракт на летнее содержание автодорог Кунгурского муниципального района стоимостью 5,1 млн руб. Выручка «Дортехстроя» за прошлый год составила 4,7 млн руб., чистый убыток — 34,6 млн руб.

Сергей Крутиков пояснил, что финансовые трудности у группы компаний возникли из-за серьезного снижения доходности контрактов на фоне роста цен на материалы, запчасти и топливо. «Наша отрасль находится в сложной ситуации с начала пандемии в 2020 году, сегодня проблемы усугубились. При этом никакие меры поддержки для нас не предусмотрены. Возможность индексации оплаты по контрактам сейчас прорабатывается на уровне федерации, но на данный момент ее нет. Получается, мы работаем практически в минус»,— отметил господин Крутиков.

По его словам, подача заявлений о признании «Дортехинжиниринга» и «Дортехстроя» несостоятельными — осознанное решение акционеров ГК. «Данный шаг не означает, что мы намерены обанкротить группу и отказаться от выполнения контрактов. Тем более что “Дортехинжиниринг” является социально значимым предприятием, на нем работают около 600 человек, наработанный портфель контрактов составляет более 2 млрд руб. Для того чтобы обезопасить компанию и ее коллектив, мы намерены войти в процедуру наблюдения, выработать план финансового оздоровления, погасить кредиторскую задолженность и спокойно работать дальше. Находимся в диалоге с краевым правительством. Оно нас поддерживает рекомендательными письмами и обращениями к нашим кредиторам. Полагаю, все вместе мы сможем найти механизм выхода из текущего положения»,— говорит Сергей Крутиков.

Готовящаяся передача содержания центрального планировочного района Перми в ведение краевого учреждения, по мнению руководителя «Пермавтодора», не создаст дополнительных трудностей для группы копаний. «По этому вопросу у нас с краевыми властями также полное взаимопонимание. Официально наши контракты на содержание дорог в этой части города заканчиваются в 2024 году. Но мы договорились, что ни один сотрудник от его преждевременного завершения не пострадает. Все люди, которые сейчас заняты обслуживанием Ленинского района, перейдут под управление нового краевого предприятия. А группе компаний будет чем заняться и без этих работ. У нас есть федеральные контракты на обслуживание трассы Пермь — Екатеринбург, а также Южного и Западного обходов Перми. Кроме того, мы выполняем два капитальных ремонта. Это трасса М-7 “Волга” и Большая Соснова — Усть-Нытва»,— рассказал господин Крутиков.

Источник на пермском подрядном рынке считает одной из причин того сложного положения, в котором оказался холдинг, уход из него ныне вице-премьера Пермского края Андрея Алякринского, который ранее занимал должность замдиректора «Дортехинжиниринга» и, по сути, руководил компанией. По мнению собеседника «Ъ-Прикамье», после этого владельцы «Дортехинжиниринга» «засушили» предприятие — забирали прибыль и почти не вкладывались в его развитие, а действующий топ-менеджмент не смог удержать ситуацию.

Директор пермского Мостоотряда №123 Юрий Истягин полагает, что, при имеющейся у «Пермавтодора» контрактной базе, группа компаний может поправить свои дела. «Прибыльность, особенно долгосрочных контрактов, действительно очень низкая — цены на все растут, а индексации оплаты по контракту и правда практически не бывает. Но шанс выйти из трудного положения у компании есть, было бы желание. Получится ли добиться финансового оздоровления, зависит от умения руководства холдинга вести бизнес»,— говорит господин Истягин.

По мнению адвоката Forward Legal Данила Бухарина, заявления компаний о собственном банкротстве могут стать первым шагом к попытке финансового оздоровления. «Если суд удовлетворит их заявления и введет процедуры наблюдения, в отношении каждого из должников не будут начисляться штрафные неустойки, приостановятся исполнительные производства. Это все позволит “поставить на паузу” процедуру погашения накопившихся долгов, провести переговоры с кредиторами о возможности заключить мировое соглашение с условиями отсрочки или рассрочки исполнения обязательств»,— поясняет эксперт. Вероятность того, что предприятия не «упадут» в процедуру конкурсного производства, по его словам, на данный момент определить трудно. «Все будет зависеть от мнения кредиторов, а именно от наличия у них уверенности, что они получат удовлетворение своих требований в большем размере от возможного продолжения деятельности должников, нежели от распродажи их активов. Впрочем, статистика банкротств в совокупности с тяжелой экономической ситуацией в бизнесе должников свидетельствует о том, что история их банкротств скорее завершится ликвидационной процедурой, нежели финансовым оздоровлением»,— отмечает господин Бухарин.

Екатерина Артемова, Вячеслав Суханов

Вся лента