Ставки замедляют бег
На какую доходность можно рассчитывать в долговых бумагах
Банк России понизил ключевую ставку на очередные 50 базисных пунктов, до 7,5%. Хотя регулятор ужесточил риторику, по итогам заседания происшедший пересмотр ставки может подтолкнуть банкиров к уменьшению ставок по вкладам. Это еще больше привлечет внимание инвесторов к долговому рынку. Однако на этом рынке не все бумаги одинаково полезны, и для минимизации рисков управляющие советуют отдавать предпочтения ценным бумагам надежных эмитентов с низким риском дефолта.
Ключевое торможение
В пятницу, 16 сентября, Банк России осуществил очередной шаг к снижению ставок на российском рынке. Как и ожидали большинство российских аналитиков, ЦБ принял решение снизить ставку только на 50 б.п., до 7,5% годовых. Однако дальнейшее снижения ставки оказалось под вопросом. На итоговой пресс-конференции глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что цикл смягчения ключевой ставки подходит к концу. К тому же она отметила, что в ходе заседания советом директоров рассматривалось три варианта действий — сохранение ключевой ставки на неизменном уровне, ее снижение на 25 б.п. и снижение на 50 б.п. Аналитики Альфа-банка не исключали вариант более резкого снижения ставки — на 100 б.п., поэтому оценили заявление ЦБ как достаточно жесткое.
По мнению главного аналитика долговых рынков БК «Регион» Александра Ермака, после заявлений главы регулятора на октябрьском заседании следующим шагом может стать «пауза», но не исключено как снижение, так и повышение ключевой ставки. «Потенциал снижения ставки есть, но он очень ограничен. Сейчас важно ликвидировать проблему дефицитов по широкой номенклатуре товаров и услуг, образовавшуюся из-за санкций»,— отмечает заместитель гендиректора УК ТФГ Равиль Юсипов.
Игра на кривой
На объявление решения Банка России о снижении ключевой ставки рынок ОФЗ отреагировал нейтрально. Однако в дальнейшем, после комментариев со стороны главы регулятора, доходность длинных облигаций выросла на 9–12 б.п., достигнув 9,11–9,17% годовых. Столь высоких значений не наблюдалось с середины июля. Доходность коротких бумаг, наоборот, снизилась на 2–5 б. п. до 7,3–7,46% годовых. «Говорить об устойчивых тенденциях, очевидно, пока рано. Вероятно, в ближайшее время рынок ОФЗ может стать более волатильным, внимательно следя за текущей ситуацией, влиянием про- и дезинфляционных факторов, а также сигналов со стороны регулятора»,— отмечает господин Ермак.
В нынешних условиях доходности ОФЗ уже не столь интересны для инвестиций, как раньше, но все равно позволяют генерировать доход выше, чем по депозитам. По оценке портфельного управляющего УК «Открытие» Руслана Мустаева, портфель ОФЗ вполне может показать 8–8,5% на горизонте года. Это выше средней максимальной ставки крупнейших банков (6,84% годовых). «Для институциональных инвесторов, которые зажаты законодательно в ОФЗ и в первом эшелоне корпоративных облигаций, интересной будет игра на угле наклона кривой ОФЗ — участок четырех-семи лет представляется более интересной идей с точки зрения доходность/риск, чем просто инвестиция в длинные бумаги»,— отмечает Равиль Юсипов.
С риском шутки плохи
Более привлекательные доходности доступны в корпоративном сегменте. Как считает Руслан Мустаев, здесь на горизонте в год можно заработать 9,5–10%. Этому будут способствовать как более высокие ставки, чем на рынке ОФЗ, так и сужение спредов с ними. По оценке Александра Ермака, по первому эшелону спред по доходности к ОФЗ снизился до 70–75 б.п. против 140 б.п. и 85 б.п. на начало и конец лета соответственно. К середине сентября спреды по облигациям второго и третьего эшелонов снизились до 150 и 300 б.п. против 285 и 565 б.п. в начале лета соответственно.
С наибольшей осторожностью надо относиться к бумагам эмитентов третьего эшелона из-за более высокого уровня риска в них.
В августе очередной технический дефолт допустила небольшая компания ЭБИС, котировки обвалились до 30–60% от номинала. Если же инвесторам недостаточно доходности качественных эмитентов первого и второго эшелонов, то, как отмечает господин Мустаев, им лучше рассмотреть аллокацию портфеля на рынок акций.