Положение ученых в Германии и России примерно одинаковое
100 лет назад об этом писал наркомпрос Луначарский в статье «Наука в Германии и у нас»
«Немецкая пресса активно обсуждает положение науки в Германии»,— пишет в своей статье тов. Луначарский. Это связано с недавним объединением всех академий, университетов, технического ученого союза и общества развития науки в Германии в одну организацию — Объединение для спасения немецкой науки (Nocgemeinschaft der deuischtn Wisssk schart). Объединение выпустило воззвание к германскому народу и к немцам, живущим за границей, о помощи германской науке.
Газета «Франкфуртер цейтунг» пишет: «Широкая публика далеко не знает, какую отчаянную борьбу за существование ведет в последние годы немецкая наука. Дело идет не только о личной судьбе многочисленных заслуженных ученых, которые рискуют прямо голодной смертью, но также о самых важных наших отечественных хозяйственных нуждах. Если наука наша не в состоянии будет больше закупать иностранной литературы, если наши лаборатории не смогут держаться на достаточной высоте, то и результаты наших научных исследований отстанут».
Тов. Луначарский проводит небольшую параллель между Германией и Россией. Он пишет: «В последнее время, несмотря на голод в Поволжье и кризис, правительство РСФСР сделало огромные усилия для науки. Сами ученые не могут отрицать, что положение их значительно улучшилось. Результаты работы ЦЕКУБУ у всех на глазах. В Петербурге и Москве открыты комфортабельные дома и клубы для ученых, распределяется между ними достаточное питание, по определенным категориям дают в добавление к жалованью (тоже насколько возможно повышенному) особые академические премии. Конечно, гораздо меньше можно было нам сделать для поднятия самих научных учреждений, но и здесь, например, Академия наук получила значительные суммы для своей типографии, издательства и для ремонта своих зданий. За границей закуплено около 150 ящиков необходимых для ученых предметов. Из химических продуктов закуплено приблизительно достаточно на ближайшее время для всех важнейших лабораторий; закуплено порядочное количество микроскопов, химических весов и т. п.; в довольно большом количестве закупаются книги. Это делает правительство в нищей стране, и я не знаю, если бы мы в процентном отношении сравнивали затраты на науку в России и общие ее ресурсы с соответствующей немецкой пропорцией, быть может, оказалось бы даже, что мы делаем для науки значительно больше, чем немцы».
Полностью статья Анатолия Луначарского была опубликована в «Известиях» 4 августа 1922 года.