Главу «Норманн» довели до суда
Владимира Смирнова обвиняют в обмане 2,5 тыс. дольщиков
В Смольнинский районный суд направлено дело о мошенничестве главы ГК «Норманн» Владимира Смирнова с обвинительным приговором. Об этом на пресс-конференции ТАСС заявила официальный представитель МВД России Ирина Волк. Смирнова обвиняют в обмане 2,4 тыс. дольщиков при строительстве жилых комплексов в Санкт-Петербурга и Ленобласти, сумма ущерба оценена в 3,5 млрд рублей. Эксперты считают, что суд приблизит продажу имущества ГК «Норманн», так как до завершения уголовного дела оно находится под арестом, и соответственно, кредиторы компании не могут получить удовлетворения своих требований.
Во вторник стало известно, что глава ГК «Норманн» Владимир Смирнов в скором времени может предстать перед судом. По информации МВД, окончено предварительное расследование уголовного дела. Господина Смирнова обвиняют по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере). Максимальное наказание, которое может получить экс-глава группы компаний — 10 лет лишения свободы. Судьбу обвиняемого будет решать Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.
По информации прокуратуры, обвиняемый в период с 2014 по 2018 годы организовал привлечение денежных средств, предлагая гражданам приобрести квартиры в жилых комплексах «На Заречной» и «Десяткино 2.0», возводимых в Петербурге и Ленинградской области. При этом, как считает следствие, «реальных финансовых возможностей и намерений» выполнить строительные работы у господина Смирнова не было. Таким образом, он похитил 3,5 млрд рублей, делают вывод следственные органы. Официальный представитель МВД России Ирина Волк подчеркнула, что речь идет о жилых комплексах в Выборгском районе Санкт-Петербурга и Всеволожском районе Ленинградской области.
«Общий ущерб, причиненный 2,4 тыс. дольщиков, превысил несколько миллиардов рублей»,— добавила представитель ведомства.
Владимира Смирнова, а также его топ-менеджера Бориса Бросалина задержали по делу о мошенничестве в начале 2019 года. В апреле Смирнову предъявили обвинение. Как ранее писал «Ъ-СПб», проблемы начались из-за срыва сроков строительства ЖК «Десяткино-2», когда квартиры не получили 1,5 тыс. дольщиков. Входящие в ГК «Норманн» компании не достроили в общей сложности семь жилых комплексов в городе и области: ЖК «Ижора Парк», «На Заречной», «Три апельсина», «Морошкино», «Десяткино 2.0», «Десяткино» (вторая очередь) и «Яркий».
Арбитражный управляющий и адвокат Виктор Денькович пояснил «Ъ-СПб», что имущество, находящееся в конкурсной массе (недострои и другие объекты), является предметами наложенного ареста, и все это время имущество не продается. Если суд состоится, то аресты будут сняты и начнется продажа конкурсной массы с целью погашения требований кредиторов (если только часть имущества не будет конфискована). Ранее прокуратура Петербурга заявляла, что на имущество обвиняемого и ГК «Норман» был наложен арест. Общая сумма ареста оценивается в 3,5 млрд рублей.
«Часть имущества может из конкурсной массы выйти, но в перспективе это, наоборот, даст ход продаже имущества в деле о банкротстве группы компаний. Потому что на сегодняшний момент конкурсный управляющий не может приступить к реализации имущества в силу уголовного ареста. Возможно, после судебного процесса наконец начнутся выплаты кредиторам и даже дольщикам. Действия правоохранителей сдвинут процедуру банкротства туда, куда она должна идти,— к реализации имущества»,— отмечает господин Денькович.
Генеральный директор Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» Валерия Герасименко поддерживает мнение коллеги и уточняет, что, в соответствии с законом о банкротстве, основной целью процедуры конкурсного производства является пропорциональное погашение требований кредиторов, которое происходит за счет продажи имущества банкрота. При наличии уголовного ареста продажа невозможна. А снятие ареста происходит крайне тяжело, если это вообще получается. Таким образом, арбитражные управляющие сталкиваются с конкуренцией уголовного и банкротного законодательства, поясняет эксперт.
«Наличие причинно-следственной связи между уголовным делом директора и банкротством его компании зависит от состава преступления и того, имеет ли этот состав отношение к деятельности самой компании. В рассматриваемом случае директору инкриминируются мошеннические действия, связанные именно с незаконным выводом денежных средств из самой компании. Поэтому банкротство компании в данном случае ожидаемая закономерность»,— рассказала госпожа Герасименко.