«Мы — банк, который жарит кофе»
Член правления Модульбанка Павел Семенов о развитии рынка кофе в России
В августе Модульбанк запустил проект Cafe Store, предлагающий владельцам кофеен нефинансовую инфраструктуру: оборудование, зерна, расходные материалы, приложение для учета и обучение персонала. До конца года банк планирует запустить свою кофейную франшизу и открыть обжарочный цех, в течение пяти лет — подключить до 10 тыс. кофе-точек. О своих интересах к рынку кофе, происходящих в отрасли изменениях и влиянии геополитического кризиса на нее в интервью «Ъ» рассказал член правления Модульбанка Павел Семенов.
— Несколько лет назад кофейни называли самым динамично растущим, по сравнению с другими направлениями на рынке общепита, сегментом. Что с ним происходит сейчас?
— Спрос на кофе продолжает устойчиво расти. Несмотря на пандемию, последовавший за ней неурожай кофе в странах Латинской Америки и текущий кризис, интерес к этому напитку в России только увеличивается. По нашим оценкам, если говорить именно о кофейнях и не учитывать розничные продажи, только в Москве жители потребляют до 400 тонн кофейных зерен в месяц, в Санкт-Петербурге — порядка 200 тонн. Эта цифра примерно на 10% больше, чем год назад.
— То есть число потребителей пока не достигло своего максимума?
— В общепите рынок кофе делится на три направления. Это массовый сегмент, в котором решающее значение имеет первая цена, на него приходится примерно половина всего спроса. Дальше идет средний сегмент — это соотношение цены и качества, с долей 30% рынка. И третий — спешиалти-кофе с высоким чеком: около 20%.
Жители России уже привыкли к обычному кофе в стаканчике и начинают разбираться в его вкусе — а это уже средний и спешиалти сегменты. То есть происходит постепенное перетекание спроса. Но мы видим, что потребление растет везде: и в масс-маркете, и в спешиалти.
— Модульбанк также пробует себя на рынке кофе. Зачем банкирам заниматься кофейным бизнесом?
— Это часть нашей стратегии сегментного привлечения клиентов через создание нефинансовой инфраструктуры. В 2021 году мы создали решение для маркетплейсов, позволяющее их продавцам больше зарабатывать. В него входит и бесплатный сервис для аналитики продаж (как своих, так и конкурентов) на маркетплейсах «МаркетМетрика», и фотостудия, и центр сертификации, и помощь с логистикой, и содействие в правильном оформлении карточек товаров на сайте онлайн-площадки, и дальнейшее продвижение. Все это – в рамках одной опции внутри интернет-банка вместе с нашим расчетным счетом, а также онлайн-кассой, бухгалтерией, эквайрингом и кредитными услугами.
В августе этого года мы запустили еще один такой проект, нацеленный на владельцев кофейных точек — Cafe Store. Мы предоставляем им всю необходимую для работы инфраструктуру: кофемашины, печи, конвектоматы, кофемолки, собственно кофейные зерна, стаканчики и кулинарию. У нас есть учебный центр, где мы бесплатно обучаем бариста, и почти закончена разработка приложения для учета товара на точке.
— Чем ваше решение отличается от того, что уже предлагают дистрибьюторы?
— Мы понимаем, что юнит-экономика кофейни складывается из маржинальности чашки кофе. Соответственно, повлиять на доход точки можно за счет стоимости зерна, стаканчика и молока в закупке — и мы даем предпринимателям цену, которую не может предложить никто на рынке. Так как задача Cafe Store – сделать как можно большее количество компаний клиентами Модульбанка, само по себе направление не должно приносить прибыль.
Мы продаем оборудование, кофе, молоко и остальные расходники по оптовым ценам. Так, отказавшись от доходов от продажи сырья, мы смогли предложить спешиалти-кофе по цене на 40% ниже рынка. Мы рассчитываем, что владельцы кофе-точек будут активно переходить на наше сырье, чтобы получить преимущество и предлагать своим клиентам первую цену.
Наша задача в чем-то даже социальная – вовлечь как можно больше предпринимателей в эту нишу и обеспечить их закупками по оптовым ценам, так как наш успех напрямую зависит от них. Чем выше у них доход — тем больше мы сможем заработать.
— Вы сами занимаетесь закупками?
— Мы закупаем зеленое сырье на аукционах и обжариваем его, временно в сторонних цехах, — это влечет дополнительные расходы, и сейчас мы субсидируем 10% от конечной стоимости кофе. Но в ближайшее время мы откроем два производственных цеха и станем банком, который жарит кофе.
— Можно ли уточнить инвестиции, которые потребовались для запуска Cafe Store?
— Мы сможем озвучить сумму инвестиций в этот проект позднее. Пока могу сказать, что мы рассчитываем отбить основные расходы в течение трех-пяти лет.
— Не эффективнее ли было бы потратить эти средства на маркетинг и привлечение?
— Сегмент малого бизнеса в банковском секторе довольно конкурентный. Привлечь клиентов ценой за открытие расчетного счета уже не получится — она примерно одинаковая у всех. И бесплатный месяц или два за его обслуживание также перестали быть аргументом для клиента. Так мы пришли к необходимости создания небанковских продуктов. Но это игра «в очень долгую».
— Чем ваше решение отличается от покупки франшизы для владельца кофейни?
— Франшиза связывает его договором коммерческой концессии. Зачастую это означает, что он должен закупать все расходные материалы в конкретном месте — у владельца бренда. Мы не обязываем наших клиентов закупать сырье только у Модульбанка или использовать айдентику Cafe Store — нам это неважно.
— А вашу айдентику можно использовать?
— Честно говоря, мы упаковываем этот проект во франшизу, там будет другое название, и будем ее предлагать тем, кто хочет стать именно франчайзи.
— И сколько точек вы хотите открыть по франшизе?
— Это вопрос второго порядка. Франшиза нужна на случай, если предпринимателю проще работать с банком через договор концессии. Для нас главное — подключать уже работающие точки. Мы хотим, чтобы к нам шли те, кто уже работает. Новым мы также поможем начать, но фокус — на уже существующих кофейнях.
В течение пяти лет клиентами Cafe Store должны стать порядка 10 тыс. кофеен. Сейчас учебный центр и экспресс-доставка есть только в Москве. Но мы будем расширять географию: в планах открытие складов во Владимире и Новосибирской области. На данный момент мы работаем только в сегменте спешиалти-кофе, но будем продавать и более бюджетную робусту (сорт кофе — прим. «Ъ»), чтобы работать со всеми направлениями этого бизнеса.
— В 2021 году кратно выросли цены на сырье. Что происходит с ценами сейчас? Стоит ли ждать, что зерна в России будут дешеветь на фоне укрепления рубля к доллару?
— Тогда цены выросли вдвое, и на это было несколько причин. Во-первых, мир выходил из локдауна, когда люди по всему миру сидели дома и либо вообще не работали, либо работали с ограничениями, что сильно повлияло на цепочки поставок. Во-вторых, в Бразилии случился неурожай. И в-третьих, на росте цен сказался политический кризис в Колумбии.
— В результате цена стабилизировалась?
— Да, но она остается высокой, и предпосылок к тому, что биржевые цены еще опустятся, мы не видим. Скорее наоборот — в 2023 году стоимость сырья может вырасти из-за неурожая в Латинской Америке и Вьетнаме.
С другой стороны, на наш рынок оказывает заметное влияние волатильность внутренней валюты. В марте мы начали делать первые тестовые закупки спешиалти-кофе — килограмм самого дешевого сорта нам стоил порядка 1,2 тыс. руб. Сейчас мы его забираем по 740 руб. за 1 кг. Соответственно, если сравнивать с ценами на начало года, в рублевом эквиваленте сырье подешевело на 10-20%. В плане издержек на логистику существуют нюансы из-за некоторых перевозчиков, но кризисной эту ситуацию назвать сложно.
— Кофейные зерна приезжают в Россию из Юго-Восточной Азии, Китая и стран Латинской Америки, а как обстоят дела с оборудованием?
— Мировой тренд-сеттер по всему, что связано с кофейным оборудованием, — это Италия. И в России абсолютное большинство кофеен пользуются именно техникой итальянского производства: это марки Nuova Simonelli, Bialetti, La Cimbali, Astoria. И с ними на данный момент все плохо — из-за санкций на рынке нет ни нового оборудования, ни запчастей для обслуживания уже закупленной техники. Сейчас рынок, хоть и с трудом, перестраивается под новые условия.
Мы для себя открыли производителя кофемашин из Ярославля — Gufo. У них классный дизайн и нет проблем с обслуживанием, но они выпускают до 100 машин в месяц. Другая альтернатива — китайская Manifesto, которая активно замещает итальянские машины на рынке РФ.
— Что происходит с уже закупленными кофемашинами?
— Бизнес же уже начал переключаться на китайских и российских поставщиков и постепенно заменяет требующую обслуживания технику. Если производители из Италии не решат проблему с поставками техники и комплектующих, года через три они полностью потеряют российский рынок.
АО КБ "МОДУЛЬБАНК"
Реклама