А ввоз и ныне там
На форуме в Тюмени назвали проблемы нефтегазовой отрасли
Основными темами второго дня промышленно-энергетического форума TNF в Тюмени стали зависимость нефтегазовых компаний от импортного оборудования и технологий, а также укрепление партнерских отношений со странами Азии и Ближнего Востока. Руководители крупнейших нефтегазовых предприятий заявили, что не могут полностью заменить российской продукцией западные аналоги, из-за чего продолжают импортировать продукцию, но уже не с Запада, а с Востока. Отечественная продукция, по их словам, иногда вызывает сомнения из-за качества и цен. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров считает, что к 2025 году количество российского оборудования, установленного на нефтегазовых предприятиях, может достичь 80%.
Второй день форума TNF начался и завершился двумя знаковыми встречами представителей федеральной и региональных властей с руководством крупнейших нефтегазовых компаний страны. Утром прошел бизнес-завтрак, на котором губернатор Тюменской области Александр Моор встретился с генеральным директором СИБУРа Михаилом Карисаловым, вице-президентом по внешним коммуникациям компании ЛУКОЙЛ Глебом Овсянниковым и другими представителями отрасли.
Перед началом встречи участников попросили спрогнозировать, какой будет цена на нефть Brent к концу года. 30% ответили, что стоимость будет ниже $70 за баррель нефти (по данным на 21 сентября стоимость составляла $93,8), еще 22% участников считают, что нефть Brent не будет стоить больше $99. Лишь 23% из присутствующих на бизнес-завтраке уверены, что цена за сырье превысит $120 за баррель.
Участники бизнес-завтрака отмечали, что не могут быть «излишне оптимистичными», заявляя о ряде проблем, с которым столкнулась в этом году нефтегазовая отрасль. Главной трудностью для компаний стала замена оборудования и технологий, которые приобретались у европейских компаний и чьи аналоги в России до сих пор зачастую отсутствуют.
Михаил Карисалов подчеркнул, что для СИБУРа разрыв партнерских отношений с порядка 700 западными компаниями стал неожиданным, потому что компания не попала под санкции, а прекращение торговых отношений было добровольным решением экс-партнеров. В результате СИБУРу потребовалось заменить порядка 500 наименований европейской продукции.
«Например, теплоэластопласты, дорожное строительство или кровельные мягкие материалы. Бутиллитий производится в двух странах старой Европы. Мы считали, у нас есть два ключа — Германия и Великобритания. Но оказалось, в один момент они достаточно координированно могут прекратить поставки. Аналогичная ситуация с производителями гексена в трех странах старой Европы»,— подчеркнул гендиректор СИБУРа.
Он добавил, что российские компании в данный момент не могут покрыть все потребности в поставках сырья и оборудования, из-за чего сейчас идет укрепление партнерских отношений с «дружественными» странами. Так, за счет этого СИБУР смог заменить около 90% химического сырья, выпуск которого, по оценке Михаила Карисалова, может начаться в России лишь в течение двух-трех лет. Кроме того, оборудование и технологии сейчас закупаются в Китае, Иране и ОАЭ.
Вице-президент ЛУКОЙЛа Глеб Овсянников подчеркнул, что проблемами, с которыми столкнулись нефтяники и газовики в процессе перехода на отечественное оборудование, стали качество выпускаемой нефтесервисными компаниями продукции и ее стоимость. В частности, он призвал федеральное и региональные правительства, а также регуляторов обратить внимание на ценообразование в трубной промышленности. По словам вице-президента, с начала года сырье для производства труб подешевело до 50%, при этом продукция подорожала на 10–15%.
Продолжилось обсуждение вечером во время главной пленарной сессии форума, которую посетил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он заявил, что работа по импортозамещению оборудования и технологий для нефтегазового сектора идет не первый год. Если в 2014 году на российских предприятиях лишь 40% оборудования было российским, то на данный момент — 60%. Планируется, что к 2025 году 80% оборудования на предприятиях будет российским.
Денис Мантуров отметил, что в целом за последние годы в импортозамещение в нефтегазовом секторе инвестировали порядка 60 млрд руб.
Из них около половины — бюджетные средства, которые направлялись на льготные займы, «раскрутку» формирующихся проектов либо модернизацию уже существующих предприятий. Еще около 30 млрд руб.— внебюджетные источники, когда сами компании вкладывались в импортозамещение. Министр отметил, что растет участие в нефтегазовом секторе малого и среднего бизнеса — на него, по данным на июль–август, приходилось до 39% закупок.
Министр добавил, что власти намерены развивать экспорт российского нефтегазового оборудования в страны Ближнего Востока, чья сырьевая отрасль также долгое время зависела от европейских технологий. Сейчас страны готовы менять партнеров и настроены на то, чтобы принимать продукцию, сертифицированную в России.
Председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков отметил, что нефтегазовым компаниям сейчас «нужно полагаться на себя». По его словам, сегодня «Газпром нефть» находится «на передовой технологического фронтира», и сейчас ему нужно заниматься собственными разработками, чтобы в будущем иметь решения, которых больше нет в мире. Господин Дюков подчеркнул, что крупным предприятиям нужно активнее поддерживать местного производителя, чтобы снизить возможные геополитические риски.
Александр Моор предложил создать крупные нефтесервисные компании на базе государственных корпораций, существующих промышленных предприятий. По его мнению, мелкие нефтесервисные компании не имеют достаточного капитала и оборотных средств, чтобы развиваться и представлять продукцию, которая будет конкурентоспособна по сравнению с аналогами «большой четверки» — французской Schlumberger, американских Halliburton и Baker Hughes, швейцарской Weatherford. Кроме того, у крупных нефтегазовых компаний будут надежные поставщики, и им не придется выбирать из сотен предложений.