«Его фильмы исцеляли души»
В Петербурге простились с режиссером Игорем Масленниковым
«Он думал прежде всего о человеке, о культуре и искусстве, без которых человек не может существовать»,— такие слова прозвучали на церемонии прощания с режиссером Игорем Масленниковым, который ушел из жизни 17 сентября в возрасте 90 лет. Его фильмы стали лучшей памятью о нем и документами сразу нескольких эпох, а еще, как говорили те, кто пришел проститься с мастером, напутствием к будущим поколениям кинематографистов.
Режиссера провожали в последний путь вчера, 21 сентября, на киностудии «Ленфильм», где он работал. Гроб с телом, окруженный венками, стоял у дальней стены от входа в Первый павильон. Рядом был установлен портрет Игоря Масленникова в профиль. Взгляд — задумчивый и как бы в будущее. В своих фильмах он заставлял зрителя задумываться о том, что происходит и почему. Впрочем, делал это интеллигентно, ненавязчиво, как мудрый советчик. Музыка звучала нейтральная — не из кино.
В зале была темная и загадочная атмосфера, примерно такая же, как в фильмах Масленникова, посвященных Шерлоку Холмсу, британскому сыщику. Недаром даже в Англии эти постановки признали лучшими в кинематографе. «Холмса», которого создал Масленников, смотрела королева Елизавета II. Церемонии их похорон почти совпали по срокам. В этом тоже можно увидеть какой-то знак.
В траурном зале говорили о том, что Игорь Масленников — один из столпов отечественного кинематографа, представитель ленинградской школы кино. По словам Александра Позднякова, режиссера «Ленфильма», создатель «Шерлока Холмса», «Зимней вишни» и еще двух с лишним десятков фильмов, оставивших неповторимый след в кинематографе, «думал прежде всего о человеке, о культуре и искусстве, без которых человек не может существовать». Еще он назвал Масленникова хранителем традиций, напомнил, что когда-то давно тот вел передачу на ленинградском ТВ под названием «Консерватор».
Одним из первых к микрофону подошел губернатор Петербурга Александр Беглов. Он появился на мероприятии, несмотря на то, что утром того же дня был назначен главой призывной комиссии по частичной мобилизации, объявленной президентом РФ, в Петербурге. Беглов отметил, что Масленников, хоть и родился Нижнем Новгороде, основную часть жизни провел в городе на Неве, любил этот город, был добрым, отзывчивым человеком, строгим, но «всем понятным» режиссером. И что его фильмы смотрят несколько раз, знают наизусть.
То и дело ведущий мероприятия зачитывал телеграммы с соболезнованиями — от президента России Владимира Путина, министра культуры РФ Ольги Любимовой, спикера Законодательного собрания Петербурга Александра Бельского, кинематографических учреждений. Правда, знакомых лиц в зале, тех, кто снимался в самых известных фильмах Масленникова, не было видно. Пришли проводить режиссера менее известные артисты, коллеги, ученики. Он преподавал в Санкт-петербургском государственном институте кино и телевидения, вел свою мастерскую. Она так и называлась «Мастерская Масленникова».
Генеральный директор «Ленфильма» Федор Щербаков назвал Игоря Масленникова легендой киностудии и сказал, что теперь на ее сотрудниках большая ответственность: нужно следовать моральным критериям и ценностям, созданным режиссером.
Одной из лучших характеристик человеку, собравшему несколько сотен других на «Ленфильме» в среду днем, стали слова художника Виктора Тихомирова, одного из «митьков», на судьбу которого тоже повлиял Масленников. Он сказал, что фильмы этого режиссера обладали удивительным свойством — исцеляли психику. «Вот ты бегаешь целый день в круговороте событий, на тебя сыплются новости, ты нервничаешь, но вдруг на экране появляется Холмс, в общем-то, чужой для нас сыщик,— и все! Ты здоровый человек!— сказал Тихомиров.— В этом и есть великая сила искусства. Фильмы Масленникова никогда не забудут: будут смотреть Холмса, "Зимнюю вишню", пытаясь отвлечься, вылечить душу, женщины так же будут плакать».
Оргсекретарь Союза кинематографистов России Михаил Калинин вспомнил, что Игорь Масленников как-то признался ему: «Возраст человека определяется не количеством лет, в паспорт смотреть не надо, а количеством желаний». Наверное, эта фраза объясняет секрет творческого долголетия и успешности режиссера.
Гражданская панихида продолжалась примерно час. Затем молодые люди с траурными повязками на рукавах собрали цветы, которых было много, подняли гроб и вынесли его на плечах под аплодисменты присутствующих.
Слез было не очень много. Игорь Масленников дожил до 90 лет. Уход людей в таком возрасте не удивляет. Непонятно, правда, кто будет теперь снимать такие фильмы и лечить наши души. Хотя понятно, что делать так, как это делал Масленников, не будет никто.
Режиссера похоронили на Северном кладбище Санкт-Петербурга.