«Мы вызываем их в час икс»
Из регионов Черноземья отправятся на фронт тысячи солдат
Власти регионов Черноземья вчера по-разному отреагировали на объявленную президентом «частичную мобилизацию» военнослужащих. Лишь в Курской области публично сообщили о плане призвать 3 тыс. солдат и офицеров, а также разъяснили боевые специальности, которые подпадают под кампанию. В других регионах Черноземья пока даже о приблизительных цифрах не говорят, их власти ограничились комментариями о «поддержке» решения президента и «борьбе с фашизмом».
Больше всего информации о формате «частичной мобилизации» вчера опубликовали власти Курской области. Руководитель комитета региональной безопасности Михаил Горбунов и главный военком области Владимир Родинов провели брифинг для журналистов. На нем чиновник заверил, что «мобилизация не коснется студентов и тех, кто проходит срочную службу». Также не будут призывать работников оборонных предприятий. Военком сообщил, что под требования мобилизации подходят те, кто «отслужил в армии, имеет военно-учетную специальность и боевой опыт».
«В основном нужны высококвалифицированные специалисты боевых специальностей: войска специального назначения, ВДВ, артиллеристы, танкисты, мотострелковые бригады, саперы, медики»,— повторил господин Родинов уже прозвучавшую в федеральных СМИ информацию.
Он также заявил, что состоящим на воинском учете гражданам запрещено выезжать за пределы региона без разрешения военкомата: «Тем, кто выехал из области раньше, нужно вернуться в течение трех дней». Повестки, по словам господина Родионова, будут вручаться в бумажном формате, но не только сотрудниками военкомата: «Это физически сложно. Но у достаточного большого количества людей есть права на вручение повестки».
Всего от Курской области в рамках мобилизации на фронт планируется направить 2,5–3 тыс. солдат, сообщил в интервью телеканалу «Россия 24» губернатор Роман Старовойт. По его словам, «эта цифра сейчас уточняется». Также господин Старовойт публично поддержал решение о мобилизации: «Ни для кого не секрет, что постоянные обстрелы приграничных районов Курской области — это акты агрессии неонацистского украинского режима, поэтому мы обязаны сплотиться, чтобы защитить нашу страну».
Военком на брифинге уточнил, что «в первую очередь» отправят 600–800 человек. Они пройдут двухнедельное обучение на базе военных учебных заведений по своим воинским специальностям «для восстановления навыков». По его данным, мобилизованные возрастом до 30 лет будут сразу направлены в воинские части: считается, что они «еще не забыли навыки».
Кроме того, планируется мобилизация медицинского персонала. «Мы возьмем столько, сколько нужно для комплектования медицинских подразделений. Там нужны высококлассные специалисты. Мы ждем разнарядку. Все врачи военнообязанные. По женщинам-медикам ограничения незначительны»,— отметил господин Родионов.
Курский военком также рассказал, что на специальную военную операцию из региона ранее уже отправились порядка 1 тыс. человек — 800 контрактников и 200 добровольцев. Он заявил, что в области дополнительно к общему призыву формируется «мобилизационный людской резерв»: «Это полк численностью более 1 тыс. человек. Люди, которые будут находиться в резерве для решения задач на территории области по защите ее рубежей, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Они пройдут сборы в течение месяца, подпишут контракт на три года и будут находиться в резерве — работать на своих предприятиях, в организациях и получать дополнительные выплаты. Но в день, час икс мы их вызываем, они прибывают и начинают выполнять задачи по предназначению».
Власти других регионов Черноземья вчера публично не приводили никаких данных о масштабах мобилизации в них. Минобороны сообщило, что всего в РФ призовут 300 тыс. резервистов.
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов уточнил, что «больше всего граждан» призовут в центральных и западных регионах, «исходя из численности проживающего в каждом субъекте населения».
«В регионе уже приступили к исполнению задач, поставленных президентом. Кто, как не Белгородская область, понимает правильность принятых решений»,— заявил глава региона Вячеслав Гладков. Во время вечернего стрима «Десять вопросов губернатору» он также воздержался от подробных комментарий темы мобилизации. Жители спрашивали господина Гладкова, «будут ли призывать отслуживших работников IT-компаний» или «отцов троих детей». «Должно быть решение Минобороны, какие специальности нужны. В зависимости от того задания, которое получит область, тогда я и буду отвечать более конкретно вместе с военным комиссаром. Надеюсь, что документы в ближайшее время поступят. Информацию доведу и лично, и через СМИ»,— пообещал Вячеслав Гладков.
Губернатор Воронежской области Александр Гусев заявил, что поддерживает указ президента о частичной мобилизации. «Вижу, что это находит отклик и у воронежцев,— написал в соцсетях господин Гусев.— Текущие меры по началу частичной мобилизации сегодня нами уже начаты. Вместе с этим уверен, что и Министерство обороны, и военкоматы будут выполнять работу исключительно в логике тех вызовов, которые сегодня есть перед Россией».
«В работу включились все районы региона. Главам муниципалитетов поручил оказывать всю необходимую помощь, в том числе и в проведении разъяснительной работы»,— сообщил вчера липецкий губернатор Игорь Артамонов. Губернатор Тамбовской области Максим Егоров констатировал, что регион «приступил к выполнению поставленной президентом задачи».
Глава Орловской области Андрей Клычков уверен, что «на Орловщине огромное количество настоящих мужчин и патриотов, готовых защищать свою страну ратным подвигом и мирным трудом, когда стране нужна помощь». «Нам не оставили выбора. Нам необходимо сделать все, чтобы искоренить нацизм, фашизм и желание запада уничтожить наш суверенитет. Вместе мы огромная сила, орловский дух нельзя сломить»,— заявил он в опубликованном поздно вечером видеообращении. Каких-либо конкретных данных по призыву губернатор не привел.
Политолог Владимир Слатинов предполагает, что причиной «элементов не растерянности, но молчания» со стороны губернаторов в первый день мобилизации мог быть «дефицит информации». «Главы областей, с одной стороны, ставленники федерального центра и операторы его политики, поэтому они должны демонстрировать максимальную вовлеченность. Но они также максимально приближены к населению и не учитывать мнения общественности по крайне непопулярному вопросу не могут,— считает господин Слатинов.— Нельзя забывать, что мобилизацию организовывают и обеспечивают Минобороны и МВД, а они губернаторам не подчиняются. За ними остается лишь общекоординирующая роль. К тому же не исключено, что им пока не даны четкие указания».
Политолог отмечает, что в ситуации с мобилизацией не имеет места явление «переноса негатива на губернаторов», которое проявлялось во время принятия решений по коронавирусным ограничениям.
«Ничего общего с этой историей нет. Тогда мы увидели делегирование значительной части полномочий на региональный уровень, это было и возможным, и политически выгодным. Но полномочия по мобилизации и обороне от федерального центра переданы быть не могут, равно как и ответственность за решения. Единственное, что в состоянии делать губернаторы,— координировать и стараться успокаивать население. Но понятно, что им хочется говорить о проблеме как можно меньше»,— заключил господин Слатинов.