Игорь Краснов раскрыл пиратские схемы
Генпрокурор России рассказал, как бороться с выводом капиталов и за их возвращение
Выступая в Астане перед прокурорами стран—членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), глава российского надзорного ведомства Игорь Краснов сравнил политику ряда западных стран, заморозивших российские активы, с действиями пиратов. При этом он рассказал, как для противодействия финансовым преступлениям, в том числе выводам активов, должны, на его взгляд, действовать другие страны, чтобы не стать сообщниками злоумышленников.
Игорь Краснов рассказал, что в России к вопросам противодействия незаконному перемещению капиталов за рубеж и их возврату применяется комплексный подход, закрепленный в документах стратегического планирования. В соответствии с ними госорганы должны совершенствовать деятельность в данной сфере, в том числе международное сотрудничество по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений в экономике.
Для решения этой задачи, объяснил коллегам генпрокурор Краснов, в России используется межведомственное взаимодействие органов финансовой разведки, следственных и оперативных подразделений, которые для анализа больших массивов данных — о банковских трансакциях, в том числе о подозрительных операциях,— используют программы, построенные на алгоритмах искусственного интеллекта. Координацию их деятельности на всех этапах осуществляют прокуроры.
«Мною утвержден порядок действий сотрудников Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуроров со стадии выявления активов до принятия окончательного судебного решения»,— сообщил господин Краснов и привел пример. В случае обнаружения неполноты мер по аресту имущества, находящегося за рубежом, прокуроры требуют от руководителей следственных органов устранения данных пробелов, а при поддержании гособвинения в суде добиваются отражения в приговоре взаимосвязи между зарубежными активами и совершенным противоправным деянием. После вступления в силу судебные акты направляются в центральный аппарат надзорного ведомства, где осуществляется подготовка международного поручения об их исполнении.
По словам Игоря Краснова, Генпрокуратура России выступила инициатором создания межведомственной рабочей группы по возвращению активов из-за рубежа.
В ее деятельности принимают участие представители правоохранительных органов, а также ведомств, управляющих конфискованным имуществом и отвечающих за наполнение конкурсной массы криминально обанкротившихся банков,— Росимущества и Агентства по страхованию вкладов.
На заседаниях группы, рассказал он, рассматривается широкий круг вопросов, включая подготовку изменений в нормативные акты. В частности, был разработан законопроект, которым предусмотрена передача Генеральной прокуратуре России полномочий по обращению в иностранные юрисдикции за исполнением судебных решений в части возмещения вреда, причиненного преступлением государству. Сейчас этот документ проходит заключительные стадии согласования в ведомствах.
Предотвратить вывод средств за границу, сообщил генпрокурор Краснов, нередко удается в рамках надзора за исполнением законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов.
Например, некоторое время назад «опасное» распространение получила преступная схема вывода активов с использованием судебных решений. Нерезидент в судебном порядке взыскивал с российской компании фиктивную задолженность, получал исполнительный лист и предъявлял его в банк, который не мог отказать в его исполнении. Для пресечения подобных попыток сотрудники прокуратуры вступали в арбитражные процессы, а если судебный акт уже состоялся — добивались его пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, предоставляя суду доказательства о направленности действий участников спора на легализацию незаконных доходов.
«Нам удалось существенно снизить распространение подобных фактов. При этом планируемое введение законодательного запрета на перечисления по исполнительным документам в иностранные банки средств, полагаю, позволит полностью искоренить эту схему»,— сообщил господин Краснов.
Отметим, что соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму и принят ею. Речь в нем идет о противодействии так называемой молдавской схеме, которая использовалась для вывода из России порядка 400 млрд руб. Согласно приговорам судов и решениям следственных органов, организаторами схемы выступали молдавские политики и бизнесмены Владимир Плахотнюк, Ренато Усатый и Вячеслав Платон, которые в России арестованы заочно для международного розыска.
Между тем Игорь Краснов отметил, что криминальная активность переместилась «в виртуальное пространство, которое не знает государственных границ».
Он прежде всего имел в виду стремительное распространение виртуальных валют, привлекающих злоумышленников возможностью «псевдоанонимного совершения преступлений».
В то же время, подчеркнул генпрокурор, нельзя не учитывать, что специфика блокчейн-технологии, лежащей в основе оборота криптоактивов, позволяет отслеживать всю цепочку вовлеченных пользователей. Как раз в этих целях в России разработано собственное программное обеспечение, которое используется как для нужд финансового мониторинга, так и для расследования уголовных дел.
В качестве другого инструмента отслеживания цифровых финансовых операций, рассказал он, реализуется концепция цифрового рубля, то есть третьей формы денег, выпускаемой государством, наряду с наличными и безналичными денежными средствами. Его внедрение, считает генпрокурор, повысит уровень безопасности и снизит риски криминального трансграничного вывода активов за счет наличия уникальных номеров, позволяющих отследить его движение.
Для пресечения попыток противозаконного использования интернет-ресурсов с финансовой информацией, например фишинговых сайтов, Генпрокуратура России разработала систему их блокирования, в которой также участвуют Банк России и Роскомнадзор — федеральная служба, отвечающая за регулирование интернет-пространства. На весь процесс блокировки уходит от 3 до 24 часов, а механизм взаимодействия осуществляется в электронном виде с использованием специального программного обеспечения. «Такой подход позволил нам кратно повысить эффективность данной работы»,— подчеркнул глава российского надзорного ведомства.
Но главной задачей для ведомства остается возврат выведенных из страны средств. Сейчас, «несмотря на напряженную международную повестку», Генпрокуратурой России обеспечивается и контролируется сохранение компетентными органами иностранных государств ареста более чем на 60 объектов недвижимого имущества, а также на финансовые активы в сумме, эквивалентной $500 млн.
В феврале в результате «эффективно выстроенного взаимодействия» с Минюстом Швейцарии Генпрокуратура добилась возврата в Россию более $3,5 млн, ранее похищенных у одного из ведущих предприятий страны.
Вместе с тем, подчеркнул Игорь Краснов, сейчас международное антикриминальное сотрудничество осложняется «неконструктивной позицией отдельных стран». Создаются новые искусственные проблемы, «расшатывающие формируемую систему возврата активов».
Это, отметил он, в том числе попытки использования конфискационных механизмов «в угоду политической конъюнктуре и в обход процессуальных институтов, а также ограничение участия российских делегатов на международных площадках». Даже такой технический формат, как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, оказался подвержен указанным рискам, отметил генпрокурор.
Все это, по его словам, подрывает доверие к инициативам об обмене информацией и о содействии в возврате активов. Поэтому, подчеркнул Игорь Краснов, особенно важно не дать разрушить действующую систему международных обязательств.
Сейчас отдельные юрисдикции отказываются от сотрудничества и обмена данными в правоохранительных целях, напомнил он. От подобной позиции, подчеркнул Игорь Краснов, выигрывают только преступники, в связи с чем она неприемлема.
«В целом же волюнтаристский подход ряда стран к заморозке российских активов для нас является индикатором их отношения к правовым институтам, которые, как нам всегда казалось, незыблемы. Теперь мы хорошо видим, каково истинное лицо государств, называющих себя правовыми, а фактически действующих как средневековые пираты»,— рассказал Игорь Краснов. «И здесь важно подчеркнуть, что с подобными вызовами может столкнуться каждая страна, проводящая независимую политику»,— заключил он.