Будьте благотворительны!

Некоммерческие организации Кубани ищут точки соприкосновения с бизнесом

Краснодарский край занимает первое место в Южном федеральном округе по численности некоммерческих организаций (НКО) и входит в десятку лучших в стране. Влияние третьего сектора на развитие региона ежегодно растет. НКО могут рассчитывать на господдержку и активно сотрудничают с бизнесом, они привлекают средства граждан и занимаются предпринимательской деятельностью. По мнению экспертов, для повышения устойчивости в кризисные времена и дальнейшего развития НКО необходимо повышать медийность, коммуницировать с бизнесом и СМИ, диверсифицировать источники финансирования, оттачивать навыки подготовки проектов и отчетности.

Модераторами круглого стола выступили представители ИД «Коммерсантъ-Кубань-Черноморье»: главный редактор Дмитрий Михеенко и руководитель отдела мероприятий Наталья Нестеренко

Фото: Игорь Чураков

15 сентября Издательский дом «Коммерсантъ Кубань-Черноморье» на площадке Центра развития гражданского общества Краснодарского края провел круглый стол на тему «Взаимодействие бизнеса и НКО». В мероприятии приняли участие представители Законодательного собрания, министерства экономики, Общественной палаты края, бизнеса и благотворительных организаций региона.

Третий сектор повышает профессионализм

«На сегодняшний день на территории Краснодарского края зарегистрировано около 6,8 тыс. некоммерческих организаций разных форм, направлений деятельности. Они оказывают большое влияние на развитие региона, с каждым годом оно усиливается. По уровню и качеству развития НКО Кубань находится на третьем месте в России. По тому же показателю в рейтинге Минэкономразвития наш регион поднялся с 13-го места в 2020 году на 2-е место в 2021 году. Значительная динамика развития третьего сектора экономики края обусловлена системной поддержкой Фондов президентских и губернаторских грантов. В 2021 году в форме грантов и муниципальных субсидий НКО получили порядка 500 млн руб.»,— рассказал член Общественной палаты Краснодарского края, президент Фонда поддержки гражданского общества Кубани Сергей Петухов.

Член Общественной палаты Краснодарского края Сергей Петухов проанализировал состояние третьего сектора экономики региона

Фото: Игорь Чураков

Он отметил, что большую роль в активизации НКО сыграло создание в прошлом году Центра развития гражданского общества Краснодарского края, который был организован по инициативе главы региона. Центр является оператором грантов губернатора Кубани, оказывает НКО информационную и консультационную поддержку.

На гранты президента и губернатора

Заместитель председателя ЗСК края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Алексей Титов рассказал, что финансирование НКО из краевого бюджета производится по госпрограмме «Региональная политика и развитие гражданского общества». Сумма средств, выделяемых некоммерческим организациям в форме грантов, ежегодно увеличивается. В 2019 году она составляла порядка 117 млн руб., в 2020 году — 129 млн руб., в 2021 году — 192 млн руб. На 2022 год сегодня запланировано выделение 172 млн руб., но на октябрьской сессии эта сумма может быть увеличена.

Депутат ЗСК Алексей Титов рассказал о поддержке НКО из краевого бюджета

Фото: Игорь Чураков

«Депутаты делают вывод об эффективном расходовании бюджетных средств. Некоммерческие организации делают большой вклад в решение множества социальных проблем»,— сказал Алексей Титов.

Первый заместитель директора Центра поддержки гражданского общества Краснодарского края Владимир Безбородов добавил, что наш регион входит в топ-10 субъектов страны по количеству подаваемых проектов от некоммерческих организаций для участия в конкурсах президентских грантов. В 2021 году из этого источника НКО региона получили порядка 42 млн руб. В 2022 году эта сумма составляет уже около 62 млн руб.

Первый заместитель директора Центра развития гражданского общества Краснодарского края Владимир Безбородов посоветовал НКО быть более медийными и креативными

Фото: Игорь Чураков

«Чтобы развивать партнерские отношения с бизнесом, увеличивать грантовую поддержку, нашим НКО, особенно муниципальным, не хватает медийности и креативности. НКО сродни стартапу, которому для привлечения инвестиций необходимо создать и презентовать свой проект перед потенциальными донорами»,— выразил мнение Владимир Безбородов.

Крупный бизнес развивает муниципалитеты

Об участии в социально-экономическом развитии Таманского полуострова рассказал Александр Бурмака — директор по корпоративной социальной ответственности ОТЭКО. Компания финансирует проекты благоустройства ближайших населенных пунктов, в том числе в рамках собственной платформы «Твой голос, Тамань!». Это онлайн-площадка, где население само определяет пул задач, решение которых повысит уровень жизни на полуострове. Финансирование народных инициатив берет на себя ОТЭКО. Первое голосование завершено, победили четыре проекта. Один из них — уличное освещение поселка Волна — уже реализуется.

В числе крупных социальных проектов — капремонт 2,1 км участка трассы Тамань — Волна. На него ОТЭКО выделила более 100 млн руб. До конца года там установят более 150 сигнальных столбиков и 20 дорожных знаков, нанесут разметку термопластиком. По площади участка заменят основание и уложат новое асфальтобетонное покрытие.

Директор по корпоративной социальной ответственности ОТЭКО Александр Бурмака рассказал, как компания способствует социально-экономическому развитию территории присутствия

Фото: Игорь Чураков

Продолжается традиционная уже помощь образовательным и культурным учреждениям, медицинским и ветеранским организациям, обществам инвалидов.

«В этом году мы подписали соглашение о сотрудничестве с благотворительным фондом "Край добра",— сообщил Александр Бурмака.— С ними у нас уже есть опыт работы: в 2020 году компания выделила 25 млн руб. на проект "Пандемия 2020" для поддержки семей с несовершеннолетними детьми. Сейчас партнерство возобновилось и вышло на системную основу. Ежемесячно ОТЭКО направляет фонду 300 тыс. руб., сюда же входят добровольные пожертвования сотрудников, сумму которых компания удваивает. Эта программа действует до конца 2022 года. Если сотрудники поддержат инициативу, мы ее обязательно продлим».

Бизнес поддерживает вечные ценности

Официальный представитель по спорту и физической культуре ГК ТОЧНО (ранее «ЮгСтройИмпериал») Дмитрий Инаятов сообщил, что компания активно сотрудничает с некоммерческим сектором по таким основным направлениям, как «спорт» и «семья и детство». «Меценатство — это основа развития страны. Это возможность развиваться для культуры, спорта и науки. Взаимодействие с НКО для нас — это способ выражения своей гражданской позиции»,— отметил он.

ГК ТОЧНО (ранее «ЮгСтройИмпериал») активно сотрудничает с НКО, которые работают по направлениям «спорт» и «семья и детство». Об этом сообщил Официальный представитель компании по спорту и физической культуре Дмитрий Инаятов

Фото: Игорь Чураков

Группа компаний «ТОЧНО» поддерживает Федерацию бокса Краснодарского края. Компания построила школу бокса в Карасунском районе Краснодара, где бесплатно занимаются 300 ребят. Такую же школу планируется в скором времени построить в поселке Знаменском. «Помимо боксеров, поддерживаем представителей других федераций спорта: борцов, самбистов, а также индивидуальных талантливых спортсменов, которые стремятся к победам в разных видах спорта»,— сказал Дмитрий Инаятов.

По направлению «семья и детство» ГК «ТОЧНО» сотрудничает с благотворительным фондом «Край добра». «При выборе НКО-партнера мы обращаем внимание на его профессионализм и прозрачность отчетности при распределении пожертвований»,— заключил спикер.

Профессиональное волонтерство

Руководитель Южного регионального совета по корпоративному волонтерству, член Общественной палаты Краснодарского края Алиса Андреева в своем выступлении отметила, что принципы корпоративной, социальной и экологической ответственности с каждым годом все более четко формируются в российской бизнес-среде.

«В этом году исполнилось семь лет с момента создания Национального совета по корпоративному волонтерству. Сегодня география работы Совета — 31 российский регион. На юге России мы начали масштабное развитие корпоративного волонтерского движения в 2017 году. С этой целью наиболее активные представители российских и международных компаний и организаций в регионе создали платформу для взаимодействия — Южный региональный совет по корпоративному волонтерству (ЮРСКВ). Мы придаем большое значение развитию устойчивых и взаимовыгодных кросс-секторальных партнерских отношений с компаниями, некоммерческими и общественными организациями, правительственными структурами»,— сообщила она.

Руководитель Южного регионального совета по корпоративному волонтерству, член Общественной палаты Краснодарского края Алиса Андреева рассказала, как совместные усилия власти, бизнеса и НКО помогают добиваться позитивных изменений в обществе

Фото: Игорь Чураков

Спикер подчеркнула, что в основе корпоративного добровольчества лежит партнерство: ведь только объединение ресурсов ради достижения значимых позитивных изменений дает возможность решать по-настоящему масштабные задачи, реализовывать системные и долгосрочные проекты в интересах общества. В результате за пять лет работы ЮРСКВ целый ряд общественно значимых проектов реализован в регионе совместными усилиями трех сторон: власти, бизнеса и НКО.

Просите не деньги, а возможности

Руководитель благотворительного фонда помощи детям «Край добра» Яна Сторожук в видеосюжетах продемонстрировала отчеты о реализации проектов совместно с крупным бизнесом: федеральным девелопером «Неометрия», крупными застройщиками «ЮгСтройИмпериал», «ССК», «Догма», компанией «Дим кофе».

Она озвучила принципы, которыми необходимо руководствоваться успешным НКО при взаимодействии с бизнесом. «Лучше говорить о возможностях, которые жертвователь может подарить ребенку: слышать, видеть, полноценно жить, общаться, учиться. А не перегружать информацией о непростой ситуации, в которой оказалась семья. Нужно неоднократно благодарить за любую сумму пожертвования. Уметь дипломатично реагировать на отказы, продолжая коммуникацию, и ситуация может измениться»,— перечислила Яна Сторожук.

Руководитель благотворительного фонда помощи детям «Край добра» Яна Сторожук продемонстрировала видеосюжеты о сотрудничестве с крупнейшими коммерческими компаниями региона

Фото: Игорь Чураков

Она обратила внимание, что НКО следует научиться разговаривать с бизнесом на одном языке. Уметь встраиваться в корпоративную социальную повестку компании. Выстраивать партнерские отношения, а не быть иждивенцами. Смело оперировать цифрами, четко просчитывать стоимость проектов и строго отчитываться о потраченных средствах.

«Будьте креативными, позитивными и всегда выстраивайте личные коммуникации с собственниками компаний и руководителями, которые курируют направление корпоративной политики»,— посоветовала спикер коллегам.

Помощь может быть разной

Председатель благотворительной организации «Добрый-Юг» Дана Руднева рассказала о деятельности своего НКО, которое системно работает с детьми и молодыми людьми с ментальными нарушениями. Ребятам помогают социализироваться, организовать полезный досуг, сопровождают при трудоустройстве.

Она привела примеры, как можно взаимодействовать с бизнесом, не получая финансовой благотворительной помощи, в форме предоставления товаров и услуг. Например, сеть оптик «ЯВижу» предоставляет подопечным фонда бесплатные обследования, компания Яндекс — бесплатные поездки, ФФЗ «Чайка» подарил глину для керамической мастерской, а веб-студия SKV 24 на волонтерских началах ведет сайт организации.

Председатель благотворительной организации «Добрый-Юг» Дана Руднева привела примеры различных форм взаимодействия НКО и бизнеса

Фото: Игорь Чураков

Другое альтернативное направление — корпоративное волонтерство. В его рамках «Добрый-Юг» активно взаимодействует с Советом по корпоративному волонтерству, компаниями Ростелеком, Авито, Сибур. Подспорьем в работе благотворительной организации может стать pro-bono-волонтерство.

Кроме того, «Добрый-Юг» реализует продукцию своих инклюзивных творческих мастерских. А также предлагает компаниям жертвовать НКО средства, которые были запланированы на подарки 23 февраля, 8 марта и другие даты, а вместо них дарить сотрудникам сувениры, изготовленные подопечными благотворительной организации.

Профессионально и от всей души

Центр поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, «Дети Лучики» работает на Кубани уже более 10 лет. Организация неоднократно получала президентские и губернаторские гранты, муниципальные субсидии, активно привлекает спонсорские средства от компаний и частных благотворителей. Сегодня в крае функционирует четыре центра, в которых у детей с синдромом Дауна и их родителей есть возможность получить профессиональную педагогическую и психологическую помощь.

Руководитель Центра Александра Начарова подняла проблему дефицита мест в коррекционных классах школ Краснодара. «Ежегодно в краевом центре в такие классы могут поступить около 45 ребят. Остальные занимаются дома, но такая форма обучения не дает возможности детям социализироваться»,— пояснила она.

Руководитель Центра «Дети Лучики» Александра Начарова рассказала о проектах организации, которые осуществились благодаря грантовой поддержке и помощи бизнеса

Фото: Игорь Чураков

Центр «Дети Лучики» на средства грантов и жертвователей реализует проект «Солнечная школа», где дети с ментальными отклонениями, находящиеся на домашнем обучении, могут вместе посещать дополнительные занятия, общаться, участвовать в мероприятиях. Это помогает им адаптироваться в обществе. В «Солнечной школе» открыто четыре класса, организована «продленка» и горячее питание. Школе требуются средства на оборудование.

В организации деятельности «Детям Лучикам» помогают компании «Неометрия», «КраснодарЭлектро», банк «Кубань Кредит» и другие. Баскетбольный клуб «Локомотив Кубань» и футбольный клуб «Атлант» проводят с подопечными центра спортивные занятия.

Делитесь добрыми делами

Руководитель агентства оцифровки фандрайзинга «Добро Digital» Александр Юрьев посоветовал всем НКО диверсифицировать источники финансирования. «Государство и бизнес поддерживают благотворительность. Значит, мы живем в обществе со здоровыми ценностями. Но фондам все сложнее удержаться на плаву. Бизнесу сегодня самому непросто, а грантов не хватает на всех. Дополнительные средства можно привлекать за счет частного фандрайзинга. Люди в сложные времена консолидируются, им важно знать, что они могут что-то изменить. Главное — правильно к ним обратиться. В этом помогает онлайн-фандрайзинг. Он включает сайты, специально созданные для сборов средств, социальную рекламу, работу в соцсетях, в том числе через блогеров, email-рассылки и другие инструменты»,— пояснил он.

Руководитель агентства оцифровки фандрайзинга «Добро Digital» Александр Юрьев посоветовал всем НКО диверсифицировать источники финансирования

Фото: Игорь Чураков

Завершая мероприятие, участники круглого стола сошлись во мнении, что для более эффективного взаимодействия с бизнесом НКО необходимо более активно информировать о своей деятельности, создавать интересные, актуальные проекты, которые коммерческие компании будут готовы поддержать, повышать профессионализм, организационную структуру и качество отчетности.


Читайте нас в Telegram

ООО «ЮМБ»

Реклама

Вся лента