Показания прибора
Появление и исчезновение масляного манометра
Сегодня масляный манометр уже не встретишь на панели приборов современного автомобиля, хотя когда-то он устанавливался почти на каждом. Полезный прибор сегодня скорее выглядит как технический артефакт.
Когда эти два манометра использовались по прямому назначению, то все внимание было приковано к движению стрелки по шкале, а сейчас пришло время приглядеться и к другим надписям.
Julius Pintsch Aktiengesellschaft — известная немецкая фирма по производству газового и нефтяного оборудования, которую основал изобретатель Юлиус Пинч. Самое известное его изобретение — так называемый газ Пинча, вырабатывавшийся из нефти. К тому моменту, когда был выпущен манометр, сам Юлиус Пинч давно умер, а дело продолжали его потомки. Слово «Актиенгезельшафт» указывает на то, что прибор был сделан после 1907 года, когда фабрика Пинчей стала акционерным обществом, и 1929-й стал годом поглощения фамильного предприятия фирмой Schaltbau GmbH.
Как раз в эти годы манометры стали массово появляться в автомобилях. Сначала как опция, а потом и как штатный прибор. Для установки достаточно было протянуть шланг от манометра к любой точке в системе смазки двигателя.
Второй манометр и вовсе сделан небольшой фирмой из Кельна под названием Otto Uhlich Nachfolger, или «Наследник Отто Ухлиха». Наверное, во многих немецких городах были такие небольшие фабрики, где делались подобные приборы. Слово Mineralwasser, что в переводе значит «минеральная вода», тоже не должно смущать. Какая разница, давление чего измерять — горячего масла или минеральной воды. Принцип одинаковый — масло давит на поршень с упругим элементом, действующим на стрелку.
Масляный манометр еще присутствовал на панели приборов жигулевской «классики», но потом как-то постепенно и незаметно исчез, причем и на иномарках тоже. Место прибора со стрелочкой заняла банальная красная лампочка, которая загорается, когда давление падает уже до критического показателя.
И все же некоторые автовладельцы-кулибины ставят масляный манометр в свой автомобиль. Вывести его в салон или на панель приборов уже не получится — остается только место под капотом. Описанные в интернете истории почти одинаковы: ищется подходящий манометр, покупаются шланги, штуцера, герметик… Манометр, кстати, можно купить любой, лишь бы показывал давление в пределах от 0 до 7 атмосфер — все как сто лет назад. Да и эти два прибора, купленные на одном из европейских блошиных рынков по цене 15 евро за пару, тоже бы сейчас подошли.